d9e5a92d

Передача информации "через стекло"


Конечно, такое явное противоречие привлекает внимание и может повлиять на доверие к человеку и его словам. 4.3. Вторая стадия "Ориентация"
Можно вспомнить игру "Мафия" (инструкция далее). Кого-то оправдали, а кого-то "застрелили", потому что один человек вел себя так, что его невербальному поведению поверили, а другому не поверили. Часто в этой игре, когда "честному" человеку говорят, что он нечестный, то он (оттого, что это несправедливо) начинает краснеть.

Участники воспринимают это как доказательство и голосуют против.
К невербальному поведению и конгруэнтности можно возвращаться в течение всего тренинга, если есть телевизор и видеокамера. Во всех играх, которые идут после информации о невербальном поведении, тренер обращает внимание и на жестикуляцию, на позы, на мимику и т. д. Особенно хорошо это заметно во время игр "в кабинете", где есть стол, ручки, бумага. Люди начинают манипулировать предметами, двигая их по столу.

Иногда на столе разыгрывается просто настоящий футбольный матч!
При просмотре видеозаписи очень хорошо заметно, как изменение позы одного собеседника влияет на состояние другого. Например, можно заметить, как один из собеседников, наклоняясь вперед, в буквальном смысле вынуждает другого отклоняться назад. Иногда тому даже приходиться отодвигать стул, когда отклоняться дальше некуда.

И даже без слов понятно, что один давит на другого. Другой пример, когда два собеседника одновременно откидываются на спинки стульев, отстраняясь друг от друга. Сразу понятно, что интерес к разговору потерян.
После теории о невербальном поведении следует провести игры для иллюстрации и закрепления материала.
ИГРЫ НА НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ " Зеркало "
Группа выстраивается в две шеренги друг напротив друга (если число участников нечетное, то тренер тоже участвует). Участники из первой шеренги делают любые движения и жесты, меняют мимику и позы, а участники второй шеренги, как зеркало, повторяют за своей парой все невербальные проявления. Игра длится 2-3 минуты, потом группы меняются ролями.
"Кривое зеркало"
Первая шеренга делает любые движения, но движения дискретные, то есть между ними должны быть паузы. Зеркало (вторая шеренга) на
Содержание программы тренинга чинает повторять движения с отставанием на одно движение. Например, человек поднимает руку, пауза в секунду, затем поднимает вторую, зеркало делает предыдущее движение, то есть отстает на один шаг. Через 23 минуты шеренги меняются ролями.
Передача информации "через стекло"
Все так же стоят парами друг напротив друга. Сначала работает первая пара. Один человек показывает своему партнеру что-то без слов, так, как будто он стоит в вагоне, а другой на перроне.

Например, забыл выключить утюг. Партнер, посмотрев на сообщение, говорит, что из сказанного он понял. Затем показывает и угадывает вторая пара. И так по очереди все участники группы.

Эти игры идут после теории на невербальное поведение сразу одна за другой, одновременно являясь и разминкой, и демонстрацией.
"Крокодил"
В нее можно играть и в середине дня, если вам кажется, что нужно немножко разрядить обстановку, и тогда, когда речь идет о невербальном поведении.
Инструкция. Группа делится на две части. Каждая подгруппа придумывает слова, которые сложно изобразить.

Затем приглашает представителя другой подгруппы, говорит ему на ухо это слово, и тот должен его показать своей группе. По буквам показывать нельзя, надо изображать смысл слова. Все могут активно задавать вопросы.

Группы работают по очереди.
Игру можно ограничивать по времени, например, на показ две минуты. Так же можно вести счет между группами. Обычно тем самым вводят соревновательный момент.

Это может повысить эмоциональность упражнения, и вся игра проходит значительно веселей. В некоторых группах участники настолько ориентированы на соревнование, что без слов тренера сами ведут счет.
Если есть время, то лучше, чтобы каждый побывал в роли показывающего. Бывают очень смешные ситуации. Помню, как в одной группе показывали слово "прихвостень".



Было очень смешно, и группа вспоминала этот момент еще очень долго.
Можно загадывать не слова, а, например, поговорки. Но поговорки хуже, потому что если они малоизвестные то не отгадать, а если известные то угадать можно сразу.
4.3. Вторая стадия "Ориентация "
"Дом инвалидов"
Группа разбивается на тройки и каждому в тройке дается роль: первый "немой и слепой", второй "паралитик и глухой", третий "глухой и немой"- Всем группам сначала говорится одно и то же: после того, как им предложат их вариант задания, они должны договориться, как они будут все выполнять, а потом рассказать это другим. Затем каждой группе в отдельности предлагается ситуация. Для первой группы вы едете отдыхать к морю, вам надо договориться, как вы поедете, как будете загорать, купаться и т. д. Для второй группы вы едете на дачу копать картошку.

Для третьей в лес по грибы или на день рождения и т. п. Слепые закрывают глаза, глухие делают вид, что они не слышат, паралитики не двигают руками. Затем, когда они договорятся, каждая группа показывает это в лицах для всех.
Игра проходит очень весело, но самое главное, на ее примере можно обсудить, что происходит при нарушении некоторых каналов информации, насколько участникам было легко или тяжело договориться, насколько они в тройке дополняли друг друга.
"Тарабарщина"
В игре участвуют двое мужчина и женщина. Семейный конфликт. Муж ушел в баню и пришел через два дня. Задача мужа помириться с разгневанной женой.

Задача жены сказать ему все, что она о нем думает. Но они не могут говорить слова, а только бессмысленные слоги бу-бу, по-по, ко-ко и т. д. Здесь присутствует только невербальная коммуникация. После проигрывания они могут поменяться ролями, муж становится женой, а жена мужем, и они проигрывают ту же ситуацию еще раз.

Игра обычно проходит очень весело и ее можно провести как разминку. Если необходимо, то можно и обсудить ее, поговорив о роли невербальной коммуникации.
Для заметок
{p}_ _Глава 4. Содержание программы тренинга
Для заметок
4.4. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - "ПОИСК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ"
Стадию поиска совместного решения часто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнера. Многие, к сожалению, не умеют и не пытаются услышать друг друга в процессе общения и понять аргументы другого, а ведь это и есть самое важное для общения. И если уметь "вплетать" аргументы собеседника в свои, и на этом строить свою аргументацию, то собеседник быстрее согласится с вами.

Или вам обоим будет легче выработать совместное решение. Возможно, принципиально новое решение.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения, но нельзя игнорировать аргументы собеседника.
На что имеет смысл обратить внимание в беседе? Чем дольше длится беседа, тем больше необходимо аргументов. Если у вас много аргументов, то, соответственно можно не беспокоиться о времени общения, но если аргументов мало, то время беседы следует ограничить.
Существует две основные стратегии аргументации по восходящей и по нисходящей. Если ваш собеседник слабее психологически, если он сомневается в своей точке зрения, тогда имеет смысл начинать с самого сильного аргумента. Партнер сразу соглашается, а дальше идут аргументы послабее, чтобы просто завершить ситуацию и подтвердить правильность вашей позиции.
Если собеседник убежден во мнении, противоположном вашему, то есть он жестко стоит на своих позициях, то надо начинать со слабых аргументов и постепенно наращивать их силу, чтобы партнер шаг за Шагом согласился с вами. И в то же время вы его не "сломаете" вначале самым сильным аргументом, он просто от аргумента к аргументу будет Убеждаться в правильности вашей точки зрения.
Далее можно рассмотреть приложение 9.
Содержание программы тренинга ИГРЫ НА АРГУМЕНТАЦИЮ Шнуровка "
Группа делится пополам, все садятся в две линии друг напротив друга. Тренер дает задание: одна сторона "за", другая "против". Далее стороны поочередно приводят свои аргументы за и против. Тема может быть любая, например, отдавать ребенка в детский сад или нет, получать высшее образование или нет и т. д.
Первый участник из одной подгруппы говорит свой аргумент (например, почему нужно вступать в брак). Участник другой подгруппы, выслушав аргумент первого, отвечает на этот аргумент и приводит свой аргумент (почему не нужно вступать в брак). Дальше следующий человек отвечает на этот аргумент и приводит свой.

И так по очереди представители двух команд говорят свои аргументы, перед этим отвечая на предыдущий аргумент.
Эта игра может быть использована и как разминка, и как демонстрация по данной теме. После этой игры об аргументах можно поговорить в кругу. Можно спросить у группы, какие аргументы понравились больше всего? Оказались ли для них какие-то аргументы очень неожиданными?

В конце можно сделать вывод, что даже когда мы очень хорошо знакомы с предметом обсуждения, то все равно до начала беседы полезно подготовиться к беседе, продумать свою аргументацию.



Содержание раздела