d9e5a92d

Невербальные формы общения


Попробуйте использовать вербализации, чтобы получить больше информации, более точное представление о претенденте". Ход игры. Первый этап. Участники, которые выходили за дверь, входят в комнату и каждый выбирает себе пару. Игра продолжается пять-семь минут.

Когда время закончится, тренер дает парам две минуты на обратную связь. Участники в паре обсуждают игру и говорят друг другу то, что посчитают полезным. Затем все садятся в общий круг и рассказывают по очереди то, что считают важным: взяли или нет претендента и почему, и на что полезное они обратили внимание.
Второй этап. Вторые номера выходят за дверь и получают такую же инструкцию. Перед тем, как они войдут в помещение, лучше сказать им, чтобы они сели работать в пару с другим участником, чтобы у них был разный опыт.

Игра также длится пять-семь минут, далее обратная связь две минуты в парах и рассказ на круге. После обсуждения игры можно еще и поговорить о том, что участники отметили как наиболее важные моменты, какие рекомендации они могут сформулировать.
Третий этап. Тренер предлагает троим желающим попробовать себя в следующей игре, где нужно будет на конкурсной основе пройти собеседование. Три участника выходят за дверь. Инструкция для них. "Сейчас вы по очереди пойдете на собеседование к директору (здесь можно назвать конкретную организацию). Вы прочитали объявление в газете, позвонили по телефону, и вам назначили на это время.

Ваша задача попытаться выиграть этот конкурс. Подумайте, как вам произвести лучшее впечатление, используйте все, чему мы научились на предыдущей игре".
У оставшихся в группе тренер спрашивает, кто бы хотел быть директором. Желающий садится за стол, для подкрепления авторитета на стол ему можно поставить телефон, положить какие-то бумаги, журналы и так далее. Инструкция для него: "Вы директор организации (можно указать профиль и название), вам требуется специалист на определенную должность.

Вам позвонили три претендента, и вы назначили им время. Сейчас вы побеседуете с ними по очереди и затем ре-
Содержание программы тренинга шите кого вы возьмете, а кого нет. Запишите на листочке, кого вы выбрали и почему, и в конце обсуждения сообщите нам".
Эта игра снимается на видео. При просмотре видеозаписи тренер может обращать внимание группы на моменты, где использовались вербализации, и насколько это было удачно.
Игра "Переводчик"
Еще одна игра с использованием вербализаций, но в отличие от предыдущих, проходящая всегда очень весело. В игре участвуют двое (лучше, если это будут мужчина и женщина). Они выходят за дверь.
Инструкция. Инструкция для тех, кто за дверью: "Женщина это американская кинозвезда. Она приехала в Россию на презентацию своего нового фильма и будет выступать на пресс-конференции.

Задача кинозвезды сначала рассказать о фильме, а затем ответить на вопросы журналистов. Второй участник мужчина это переводчик. Задача переводчика переводить рассказ кинозвезды, ее ответы на вопросы и переводить ей вопросы журналистов. То есть кинозвезда говорит что-то о фильме на русском языке, а переводчик переводит это (как будто это было произнесено на английском языке).

Он также переводит все вопросы для кинозвезды и ее ответы журналистам".
Инструкция оставшимся участникам: "Вы журналисты, придумайте названия своих газет. Садитесь полукругом. Сейчас сюда придет американская кинозвезда и будет пресс-конференция по поводу презентации ее нового фильма.

Вы выслушаете рассказ о фильме и сможете задать свои вопросы. Переводчик будет переводить все вопросы и ответы на них, как будто они вам непонятны".
Игра обычно проходит очень забавно, особенно когда переводчик смешно переводит вопросы и ответы. Он может посчитать, что журналисты спрашивают не то или ведут себя нагло, и переводить совсем другие вопросы. Иногда начинает защищать кинозвезду, если, по его мнению, ей задают слишком острые вопросы.

В то же время в этой игре можно хорошо посмотреть, как человек повторяет слова партнера иногда буквально, а иногда привнося что-то свое.


НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
Следующий важный момент на стадии ориентации это невербальные формы общения. Почему на это надо обращать внимание? Потому
4J. Вторая стадия "Ориентация"
что люди доверяют словам только на 10%, а остальное доверие складывается благодаря невербальной коммуникации.
К невербальным формам общения традиционно относят несколько параметров.
1. Характеристики речи: ритм речи, темп, интонации, паузы и т. д. Здесь важно обратить внимание группы на то, что иногда интонация даже одного произнесенного слова может отрицательно повлиять на собеседника. Можно привести пример того, как собаки слушают своего хозяина. Собака не понимает слов, зато очень чутко реагирует на интонации. Если что-то произошло, и хозяин подзывает к себе собаку словами: "Иди сюда, моя дорогая", но при этом у него угрожающие интонации, то собака сразу прижимает уши и идет очень медленно. А если интонация другая, то собака подбегает и весело машет хвостом.

Люди тоже очень чутко реагируют на характеристики речи собеседника, и на это нужно специально обращать внимание. Например, вам звонит подруга и говорит одно слово: "Привет". И вы по интонации, по тому, как она произнесла это слово, знаете, что она будет говорить дальше.
2. Проксемика взаимное расположение, дистанция и позы. Взаимное расположение партнеров во время беседы может играть значительную роль. Самым хорошим вариантом считается расположение под углом от 45 до 90 градусов это одновременно позволяет сидеть очень близко и не давить на собеседника, в то же время всегда можно встретиться взглядом и при необходимости прикоснуться к собеседнику.

А когда люди сидят друг напротив друга, то слово "напротив" как раз и отражает возможное развитие отношений.
Дистанция между собеседниками. Расстояние примерно от 0 до 50 см называется личной (интимной) дистанцией или индивидуальным психологическим пространством. В эту зону пускают только самых близких людей.

Вхождение в эту зону воспринимается как давление.
От 50 см до 1 м дружеская дистанция. В нее желательно войти, но надо делать это постепенно. Если это первая беседа с человеком, то входить сразу в дружескую дистанцию не следует, это могут воспринять как давление, ведь вы еще не друзья.
От 150 см до 4 м деловая дистанция. На этой дистанции проводятся все совещания и переговоры. Больше четырех метров это уже Дистанция публичная, например, для лекций.

Общаясь на такой дистанции, человек психологически не несет ответственности за происходящее на лекции можно слушать , а можно и не слушать.
Позы трактуются в литературе иногда слишком категорично, но нам важно то, что эти трактовки в целом верны. Например, известная поза
Содержание программы тренинга "два креста" нога на ноге и руки, сложенные перед собой, трактуется обычно, как закрытая поза, хотя такая поза может говорить о том, что у человека болит желудок. Но большинство людей воспримет эту позу как закрытую, и это уже важно. Что еще важнее в позах, так это их изменение в процессе общения.

Если поза меняется во время разговора, это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию.
3. Движения и жесты. Движения и жесты также подробно описаны в психологической литературе. Жесты в литературе часто трактуются слишком категорично, но, в основном, это говорит об убежденности авторов. Рассматривая в тренинге движения и жесты, достаточно обратить внимание на подход, в котором выделяется два типа жестов и движений рисующие и усиливающие.

Или собеседник жестами усиливает свое высказывание, или рисует некую картину, что может быть показателем отношения собеседника к предмету разговора. Если движение или жест не несут такой информации, на это следует обратить внимание, так как это может быть важно.
4. Мимика. Мимика также является важным моментом в коммуникации. Ребенок с раннего детства учится по выражению лица матери понимать ее отношение и к себе, и к своим действиям. В жизни мы постоянно обращаем внимание на выражение лица собеседника, и, конечно, собеседник обращает внимание на выражение нашего лица. Поэтому важно следить за мимикой собеседника и осознавать, чем вызваны те или иные изменения мимики и что это может значить.

И, конечно, важно следить за своим лицом. Разумеется, не нужно сидеть с каменным, ничего не выражающим лицом, но надо понимать, что слишком откровенные гримасы скорее отрицательно повлияют на собеседника.
5. Контакт глаз. Как уже отмечалось, контакт глаз является важным моментом в невербальной коммуникации, и здесь можно еще раз напомнить об этом группе.
Внимание к невербальному поведению позволяет как контролировать собственное поведение, так и оценивать невербальное поведение других. При общении необходимо осознанно стремиться к конгруэнтности это значит, что человек должен и говорить, и показывать одно и то же, в его коммуникации не должно быть противоречия. Примером неконгруэнтности может быть ситуация, когда на приеме у психолога клиент говорит, что очень любит свою семью, и одновременно стучит по колену кулаком.



Содержание раздела