Субмодальности
Занятие 2. Субмодальности.
Каналы восприятия.
У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов:
Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический (К)
(От “кинес” - “движение” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Оставшуюся Кинестетику удобно поделить на 3 части:
тактильные - ощущения кожи;
внутренние - мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении:
радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову. Итого получаем:
запах;
вкус;
тактильные
внутренние
мета-ощущения
Субмодальности.
У того монитора, за которым вы сейчас сидите, скорее всего можно подстроить некоторые параметры: яркость, контрастность, размер изображения и т.д. Это делается для того, чтобы было лучше видно. Данному конкретному человеку. Содержание картинки остаётся тем же самым - меняется только способ представление.
У нас в голове тоже есть такой набор регуляторов изображения. Только эти настройки служат немного для другого - при помощи этих настроек мозг кодирует
отношение: хорошо - плохо, нравится - не нравится, свой - чужой, важно - не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни - всё это кодируется при помощи
субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:
- Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Скорее всего он мне симпатичен.
Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться?
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь среди этой толпы разместите знакомого вам человека.
У кого он ярче?
Контрастней?
Он цветной, а все остальные серые?
Он объемный, а все остальные плоские?
Он в фокусе?
Более резкий?
Ага. Вот все эти настройки:
яркость, резкость, контраст, цветной/черно-белый и есть субмодальности визуального канала. И мозг их использует для того, чтобы можно было различать в том числе знакомый - не знакомый. Чтобы сразу посмотрев на толпу вы могли понять - этих я не знаю, а этот…
Этот же механизм используется мозгом и для управления вниманием. Чуть позже мы будем разбираться, как это конкретно устроено у вас и как это можно использовать.
Естественно, есть субмодальности и у аудиального канала. Точно так же, как мы можем менять установки на музыкальном центре, мы можем обрабатывать звук у себя в голове. И голос незнакомого человека как-то будет отличаться от голоса знакомого человека.
Есть субмодальности и у Кинестетического канала, но о них мы поговорим чуть позже.
Зачем нужны субмодальности.
Субмодальности - это конечно интересно. Но что мне это даст?
Первое. Управляя субмодальностями мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например переедание и курение - навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много много интересных вещей.
Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его командный язык. Зная этот язык можно делать с вниманием что захочешь.
Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
И, наконец, четвёртое. Субмодальности - это командный язык для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.
Вам уже хочется начать заниматься этим?
Список субмодальностей.
|
|
|
Положение
Расстояние
Цветной - ч/б
Цвета.
Яркость
Фокус
Детальность
Фон
Форма
Ассоциация - диссоциация
Панорамность.
Граница
Движение
Пропорции
Размерность
|
Положение
Высота
Громкость
Моно/стерео
Монотонность
Темп
Ритм
Длительность
|
Качество
Интенсивность
Положение
Движение
Направление
Скорость
Размер
|
Вопросы для определения субмодальностей.
Отвечая на вопросы. Если вы выясняете субмодальности другого человека - то вопросы задаются ему. Если выясняете сами у себя - то сами вопросы задаёте и сами отвечаете.
Вот список возможных вопросов:
Визуальный.
Субмодальность
|
Возможные вопросы.
|
Положение
|
Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?
|
Расстояние
|
Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
|
Цветной - ч/б
|
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
|
Цвета.
|
Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?
|
Яркость
|
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
|
Фокус
|
Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?
|
Детальность
|
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
|
Фон
|
Есть ли фон?
|
Форма
|
Какой формы эта картинка - круглая, квадратная, прямоугольная?
|
Ассоциация - диссоциация
|
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
|
Панорамность.
|
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
|
Граница
|
Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
|
Движение
|
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?
|
Пропорции
|
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
|
Размерность
|
Это плоское или объемное?
|
Аудиальный.
Субмодальность
|
Возможные вопросы.
|
Положение
|
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?
|
Высота
|
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
|
Громкость
|
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
|
Моно/стерео
|
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
|
Монотонность
|
Это монотонный звук или скорее мелодия?
|
Темп
|
Это быстро или медленно?
|
Ритм
|
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
|
Длительность
|
Это непрерывное или прерывистое?
|
УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнение Как я узнаю.
Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например - моё - не моё, это процесс оценки), а как вы
знаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как то узнаёте моё - не моё. Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления я - не я. Вы об этом уже
знаете. Вот
как вы об этом узнаёте?
Определите, при помощи каких субмодальностей вы кодируете:
Например:
Я
|
Не Я
|
Образ ярче
чётче
объемный
|
Образ тусклее
более размытый
плоский
|
Визуальный канал.
Я
Как вы узнаёте, что в зеркале вы, а не сосед? Чем отличаются субмодальности вашего изображения от субмодальностей изображения, к примеру, вашего соседа?
Я в группе.
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа вкусной и невкусной еды?
Моё - не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Важно - не важно.
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая - совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
Аудиальный канал.
Голос знакомого человека.
Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?
Мой и чужой голос.
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Разные мнения.
Содержание раздела