d9e5a92d

Самопознание


САМОПОЗНАНИЕ
На сцене
30-45 минут
Люди испытывают потребность говорить о других и о себе по разным причинам: чтобы принять верное решение, справиться с проблемами, удовлетворить свое любопытство, выразить внимание к другому человеку. Иногда в этой связи мы говорим и о сплетнях, но сплетни являются негативным выражением внимания к другому человеку. В этом упражнении комната для занятий на время превращается в сцену, на которой будут рассказываться истории.

Этот эксперимент хорошо проводить на начальной фазе тренингов, но и сработавшаяся группа тоже наверняка получит большое удовольствие.
1. Все становятся в круг. Каждый участник выбирает какого-нибудь человека, которого нет среди присутствующих, о котором он с удовольствием рассказал бы своим товарищам. Это человек, который участнику чем-то интересен, необязательно хорошо к нему относящийся, но привлекающий его как личность: сосед, бывший шеф и т. д.
2. У каждого есть минута, чтобы представить себе этого человека: его телосложение, походку, жесты, выражение его лица, манеру говорить и прочее. Скажите Вашим участникам примерно следующее: "Вы должны сыграть человека, о котором сейчас вспоминали. Покажите нам в действии, как он двигается, говорит, жестикулирует.

И конечно, вы должны рассказать нам о том, что думает о вас этот человек, что он нашел в вас необычного и что говорит о вас в ваше отсутствие".
3. Один за другим участники начинают играть роль. Они выходят в центр круга, представляются (называют имя того человека, которого они будут играть), чтобы группа знала, о ком пойдет речь. Затем начинают ходить по кругу, имитируя его манеру двигаться, заговаривают то с одним, то с другим членом группы, подражая манере своего героя.
Замечания
Этот эксперимент требует проявления живых чувств и наличия интересного материала для игры. Он ясно показывает, насколько хорошо знает себя каждый в группе и может ли он представить себя глазами другого человека. В конце занятия можно обсудить эти вопросы.
П
равда и ложь
10-30 минут
У меня есть две сестры, старшая и младшая. Мы все работаем в больнице". "У меня есть сестра на два года младше, которая работает учительницей. А еще у меня есть брат, который на десять лет меня младше. Он терапевт и работает практикующим врачом". Я могу произнести эти две фразы с одинаковой интонацией, но одна из них соответствует реальности, а другая ложна.

И слушатели должны решить, какая из них верная. Эта игра помогает ближе узнать человека. Она очень подходит для завершения занятия.

Участники обычно играют в нее очень охотно.

  1. Расскажите участникам о правилах игры. Каждый участник задумывает и произносит по две фразы, одна из которых соответствует действительности, а другая нет. Вся группа решает, какая из фраз правдива, а какая нет. Для этого участники должны проанализировать содержание сказанного, манеру речи и язык тела говорящего. (Например, многие склонны не смотреть в глаза собеседника, когда говорят неправду.) Участники сами определяют выбор тем для своих фраз: сказанное может касаться событий их жизни, личных предпочтений, целей и желаний. Фразы необязательно должны принадлежать к одной области или как-то соотноситься по смыслу.
  2. Очередность выступлений можете определять как Вы, так и сами участники (например, говорящий держит в руках мяч и по окончании своего выступления бросает этот мяч любому другому участнику, который должен продолжить).
  3. Игра должна пройти несколько кругов. Обращайте внимание на то, чтобы в ней приняли равное участие все. Обычно эта игра начинается в несколько несерьезной атмосфере и только через какое-то время становится более интимной.

Замечания
Предложите эту игру в группе, участники которой уже хорошо знают ДРУГ друга. Игра мобилизует фантазию и интуицию. Часто в качестве ложных фраз люди называют упущенные возможности или выражают таким образом свои надежды.
Автопортреты
45 минут
Это упражнение дает участникам возможность расширить представ-ления о себе и увидеть себя с несколько иной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки психологических понятий и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а "субличности", "субперсоналии", "архетипы", и это осложняет нам как профессиональную, так и личную жизнь.


Материалы
Дайте каждому члену группы лист бумаги и разноцветные фломастеры или маркеры.

  1. Все садятся в круг. Участники отождествляют себя с каким-либо предметом, рисуя его на листе бумаги. Выбор предмета целиком на усмотрение участника: любой из тех, что попались на глаза и привлекли внимание. Например, можно представить себя домом, деревом, животным, фруктом, островом, цветком, растением, каким-либо блюдом, водным потоком или местностью. Или можно сделать это, используя абстрактные формы и краски (10-15 минут).
  2. После этого каждый участник выходит в центр круга, показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени предмета, в первом лице. Эта образная техника приводит к пониманию очень важных вещей: "Я дерево с крепким мощным стволом. У меня сильные ветви, но одна толстая ветвь сломана. Мне чего-то не хватает. Мне не хватает этой ветви..."
  3. Когда каждый расскажет о своей картине, то есть фактически о себе, начинается подведение итогов:
  • Какие части моей картины кажутся мне надежными, вызывают у меня чувство доверия?
  • Что в картине удивило меня, показалось мне новым?
  • Как я ощущал себя, когда рисовал?
  • Что я чувствовал, когда отождествлял себя с картиной?
  • Насколько гибко, мобильно и изменяемо мое представление о себе? Насколько статично?
  •  
  • Когда произошло последнее важное изменение моего представления о себе?
  • Чья картина произвела на меня особенно сильное и приятное впечатление?

0 ком я узнал нечто новое?
Варианты
Каким бы предметом я хотел быть?

  • Каким предметом или объектом я хотел бы быть, если бы начал жизнь заново?
  • Представьте себя животным, которое вам нравится, которым вы бы хотели быть, и наоборот животным, который вызывает неприятные эмоции.

Книга жизни
60 минут
Во время групповой работы участники часто рассказывают историк своей жизни или слушают истории жизни своих партнеров. Это упражнение весьма подходит для маленьких групп (восемь-двенадцать человек). Каждому участнику потребуются карандаш и бумага. Вы рассказываете о том, что они должны делать:

  1. Представь себе, что ты пишешь историю собственной жизни. Сколько глав будет иметь эта книга на сегодняшний день? Как бы ты назвал эти главы?
  2. Дай названия главам и опиши одной фразой или несколькими короткими предложениями, с чего они начнутся. Какие важные события или решения станут в этих главах основными?
  3. Напиши также ту главу твоей жизни, которая соответствует настоящему периоду.
  4. Теперь подумай о еще не написанных главах. Запланируй их, дай им названия и составь краткое описание. (Отведите участникам на письменную часть задания около 20 минут.)
  5. Теперь все участники разбиваются на подгруппы по три-четыре человека и рассказывают партнерам о том, что они написали.
  6. После этого все подгруппы собираются вместе, и каждый участник рассказывает одну главу из своей книги такую, которая лучше всего поможет остальным понять его. После этого кратко подведите итоги.
  7.  
  1.  

Каждый
30 минут
В этом упражнении участники группы работают с вопросами, которые
вызывают воспоминания или эмоциональные реакции. Например: "Каждый из нас хотя бы раз в жизни был уличен во лжи. Какой была эта ложь?" Тот, кому достался этот вопрос, может отвечать на него правдиво, а может и выдумать что-нибудь.

Главное, чтобы он отвечал не задумываясь. При этом не играет решающей роли то, соответствует ли действительности его ответ.
Это упражнение нацелено на то, чтобы увидеть многообразие жизненных ситуаций. На каждого участника оказывают влияние истории, рассказанные другими, в результате чего все участники в той или иной степени переживают эмоциональную встряску.
Вам для этого упражнения необходимы карточки (6x10 см), на которых нужно будет написать вопросы. Все вопросы начинаются одинаково со слов "каждый..." либо "у каждого...". Например:

  • У каждого есть что-то, чему он благодарен... Чему благодарен ты?
  • Каждый знает, каким образом он может помешать сам себе... Как это можешь сделать ты?
  • Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах...
  • Каждый добился в своей жизни успехов...
  • Каждый знает, что его волнует...
  • Каждый знает, какими вещами бы он занялся, если бы имел на это время...
  • У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце...
  • У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить до того, как умрет...
  • Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни...
  • Каждому известно, чего он раньше боялся...
  • Каждый знает, чему он недостаточно доверяет...
  • Каждый знает, чего ему не хватает...
  • Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву...
  • Каждый обладает талантами...
  • Каждый уверен в определенных вещах...
  • Каждый имеет то, что он ценит в жизни...
  • Каждый знает о том, что его отталкивает...
  • У всех есть предубеждения...
  • У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить...
  • Каждому известно, на что он может рассердиться...
  • Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни...
  • У каждого есть некоторые особенно прекрасные воспоминания детства...
  • Каждый слышал от своих родителей нотации...
  • Каждый знает, что он ненавидит...
  • Каждый знает то, что он слышит от других с удовольствием...
  • Каждому известны те решения, которые другие принимали ради нас...
  • Каждый знает, чего ждут от него другие...
  • Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям...
  • Каждый знает, что он хотел бы контролировать...
  • У каждого есть проекты, которые он не закончил...
  • Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова...
  • Каждый знает, кого он хотел бы простить...
  • Каждый знает, что он хотел бы простить себе самому...
  • Каждый совершал ошибки...
  • Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим...
  • Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность...
  • Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется...


Содержание раздела