Кто это?
Приготовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 3-4 штуки. Не беда, если некоторые вопросы будут повторяться. Вы можете взять вопросы из предложенного выше списка, а можете дополнить его вопросами, актуальными для вашей группы.
- Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на табурет, поставленный в центре круга.
- Один за другим в порядке очереди участники отвечают на вопросы, при этом отвечающий сам не подходит к табурету и не берет карточку в руки за него это делает какой-нибудь другой участник, который должен взять верхнюю карточку и прочитать вопрос. Тот, кто на очереди, должен ответить как можно быстрее.
-
- Ответы не должны комментироваться. Нельзя также задавать дополнительные вопросы.
- Играйте до тех пор, пока каждый участник по 3-4 раза не ответит на вопросы.
- В конце подведите итоги:
- Как я себя чувствовал во время этой игры?
- Что было для меня самым важным в это время?
-
Кто это?
30 минут
В этой игре мы осознанно не будем затрагивать глубинные личные воп-росы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого человека поделиться чем-то личным. Упражнение построено так, что приводит группу к оживленной дискуссии по поводу участников их особенностей, поведенческих проявлений и пр. Таким образом, человек не только лучше узнает себя, но и понимает, насколько верно его воспринимают окружающие.
- Раздайте участникам карточки-бланки. Каждый должен написать на своей карточке три качества, которые, по его мнению, характерны для него. На карточках не надо писать свое имя.
- Затем все карточки перемешиваются.
- Каждый подходит, вытаскивает одну, читает то, что написано на карточке и высказывает предположение, каким должен быть человек, наиболее соответствующий написанным на карточке качествам: это мужчина или женщина, каковы его возраст, профессия, темперамент, семейное положение и т. д. Кроме того, этот участник пытается угадать, кто из группы мог описать себя этими качествами. Группа обсуждает возможные варианты.
- Каждый участник, естественно, знает, когда говорят о его собственной карточке. Он может сравнить свое представление о себе с представлениями всей группы, но может и не признаваться в своем авторстве, если этого не захочет. Однако если группа прямо спрашивает участника, не он ли является автором этой карточки, то обычно большинство участников признаются в этом.
{p}
Как меня видят другие
30 минут
Н
ам легче иметь дело ( в том числе работать) с людьми, если мы знаем, что эти люди о нас думают. В данном упражнении участникам предоставляется возможность описать себя с точки зрения другого.
1. Группа садится в круг. Скажите примерно следующее: "Каждый из вас
имеет определенное представление о себе. Причем ваш нынешний
взгляд на себя наверняка отличается от того, как вы видели себя пять
или тем более двадцать лет назад. На самом деле у каждого человека
множество образов себя, но и это еще не все. В дополнение к вашим
собственным представлениям существуют и представления о вас тех
людей, которые вас знают. Ваш партнер что-то думает о вас, ваш на-
чальник, ваш сосед и даже человек, с которым вы только что познако-
' мились, формируют представления о вас. И мы можем попытаться увидеть некоторые из них".
2. Один за другим участники делают устные наброски того, как, по их
мнению, их воспринимают конкретные люди. Это могут быть: отец,
мать, муж или жена, подчиненный, ребенок, сосед, хороший друг, по-
купатель, клиент, кто-нибудь из членов группы, руководитель груп-
пы. Каждый может по своему желанию усложнить и разнообразить
получившийся портрет. Главное, чтобы весь рассказ занял не больше
одной минуты. Порекомендуйте участникам выбирать персонажей
с такими точками зрения, которые будет интересно выслушать осталь-
ным.
" t
Рисуем дерево
60 минут
Д
анное упражнение позволит некоторым участникам увидеть себя с неожиданной стороны. Кроме того, у всех участников есть возможность лучше понять других членов группы, познакомиться с ними поближе и, возможно, задать самим себе вопросы, над которыми они раньше не задумывались. Для этого выбрана техника рисования. Дайте каждому члену группы лист ватмана формата A3 и фломастеры или маркеры.
За время рисования 3 минуты обычно получается спонтанная картина, и никто не успевает задуматься о качестве своего рисунка.
- Каждый берет лист бумаги и рисует "свое" дерево. Скажите примерно следующее: "Просто нарисуйте дерево, которое пришло вам в голову, всплыло из глубин вашей фантазии".
- Через три минуты все нарисованные картины раскладываются на полу, и группе дается 2 минуты, чтобы просмотреть их.
- Затем каждый участник представляет свою картину следующим образом (у него есть 5 минут на рассказ). Он отождествляет себя с деревом и говорит о нем от первого лица. Например: "Я огромное и сильное дерево, но у меня слабые корни. Мой ствол массивен и силен, но ветви у меня тонкие, моя крона не слишком густа".
- Вот вопросы, которые помогут дополнить описание:
- Стоит ли дерево в одиночестве, рядом с другими деревьями или вблизи домов?
- Есть ли у этого дерева листья, цветы или плоды?
- Не потеряло ли дерево какую-либо из своих ветвей?
- Есть ли на нем животные или птицы?
- Насколько сильны его корни?
- Каков поток энергии в этом дереве? Нет ли каких-нибудь препятствий для его свободного течения?
- Это дерево похоже на другие деревья или отличается от всех?
5. Выслушав рассказ участника, группа может высказать свои впечатле-
ния о рисунке.
Жизненный путь
45 минут
Упражнение подходит для небольшой группы (восемь-десять человек). У каждого есть возможность по-новому осмыслить историю своей жизни и нарисовать ее. Рисование само по себе отличается от рассказа. Когда мы рисуем линию, очевидной становится ее прямизна или кривизна, наличие плавных изгибов или острых углов, а также сам собой возникает вопрос: "Что будет дальше?"
- Каждый участник берет большой лист бумаги и набор фломастеров или маркеров. На этом листе надо провести линию, которая символизирует всю жизнь этого человека с момента рождения до сегодняшнего дня. Это должна быть не шкала времени, а кривая линия, которая отражает динамику жизни со всеми ее взлетами и падениями. В нее могут встраиваться те события или ситуации, которые оставили особенно глубокий отпечаток в жизни этого человека. Они могут быть обозначены маленькими схемами, символами или словами (10 минут).
- После этого у каждого есть 5-10 минут времени, чтобы рассказать о своей линии жизни, почему она получилась именно такой. Можно говорить и о настоящей ситуации, и о том, что может случиться в скором времени.
-
Я это...
60 минут
Это упражнение равным образом помогает взглянуть как на собствен-ное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок другого человека.
Материалы
- Каждый на листе бумаги записывает десять предложений, которые начинаются одинаково: "Я это..." (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). На это отводится приблизительно 3 минуты.
- Три из этих предложений, которые, по мнению автора, содержат наиболее важные сведения о нем, помечаются крестиком (попросите участников никак не помечать свои листы ни инициалами, ни точками, ни кружочками).
- Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность.
- Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.
- Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.
- После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению.
- Всю процедуру имеет смысл завершить обсуждением:
- Сложно ли мне было формулировать про себя эти десять предложений?
- Какую информацию я выбрал для описания?
- Какие предложения я пометил крестиком и почему?
Каждому участнику потребуются лист бумаги и карандаш.
Содержание раздела