Пять секунд и пять игроков
ников возросла до восьми человек, она делится на две и продолжает
игру квартетами. Вы должны в этом случае раздать недостающие ду-
бинки крайним игрокам квартетов.
8. Команды могут действовать чрезвычайно эффективно, если будут ко-
ординировать свои действия. Если они так и действуют, это говорит
о проницательности входящих в них участников и их способности к ко-
операции. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будет поймана
последняя свободная пара.
9. В конце подведите итоги, обсудив прежде всего вопросы координации и взаимодействия участников.
Пять секунд и пять игроков
10 минут
Это упражнение кажется на первый взгляд простым, но подобное впечатление обманчиво. Чтобы достичь поставленной цели, группа должна действовать очень внимательно.
- Во время выполнения упражнения все участники должны видеть друг друга, поэтому усадите их в круг на полу.
- Запрещено разговаривать.
- Каждый из участников в любое время может встать, но стоять дольше 5 секунд не разрешается, затем игрок должен будет снова сесть. При желании можно встать сразу после этого. Задача группы состоит в том, чтобы в каждый момент времени стояло ровно пять игроков не более и не менее.
Замечания |
Наиболее подходящая для этого упражнения величина группы во-семь-двенадцать человек. Если же группа больше, то разбейте ее на подгруппы в среднем по восемь человек. Скорее всего подгруппы найдут свой ритм, и достаточно быстро, но участникам не вредно и потренироваться.
Вы можете усложнить игру, если уменьшите время стояния на 2-3 секунды.
Ян-Кем-По!
10 минут
Эта японская игра соответствует распространенной у нас игре "Ка-мень-ножницы-бумага". Игроки показывают:
- камень (сжатый кулак),
- ножницы (образуя указательным и средним пальцами знак "V"),
бумагу (показывая раскрытую ладонь). Каждый символ может победить другой:
- камень тупит ножницы,
- ножницы режут бумагу,
- бумага заворачивает камень.
- Два игрока стоят друг напротив друга. Оба трясут сжатой в кулак правой рукой и восклицают: "Ян-Кем-По!"
- Как только прозвучал возглас, оба вытягивают вперед правую руку и показывают выбранный ими символ, рассчитывая, что он победит символ партнера (камень побеждает ножницы, ножницы побеждают бумагу, бумага побеждает камень).
- Когда пары потренировались так несколько раз, вся группа встает в круг. Один игрок встает в центр, сжимает в кулак правую руку, все кричат: "Ян-Кем-По!" и показывают свои символы. Тот, кто стоит в центре, тоже выбирает свой символ и поднимает руку над головой.
- Тот игрок, который трижды победит стоящего в центре, занимает его место.
Замечания
Это упражнение дает участникам возможность отдохнуть и быть готовыми выполнять более сложные задания.
ГУ
Преувеличение
10 минут
Это очень хорошее упражнение для начала занятия, когда все прихо-дят на тренинг с различным настроением. Во время упражнения каждый сможет выразить свое сиюминутное настроение и почувствовать, как оно изменяется, когда его пародируют все остальные члены группы.
- Все участники ходят по комнате. Руководитель группы принимает активное участие в игре, чтобы "разогреть" игроков и показать, как проходит игра.
- Через некоторое время Вы изменяете характер движения, начиная пантомимически выражать свое настроение в данный момент. Если Вас переполняет жажда деятельности, Вы можете прыгать по комнате и при этом громко кричать, петь, в общем делать то, что Вам сейчас хочется. Остальные должны копировать Ваши движения и звуки и даже слегка их преувеличивать.
- Через 30 секунд Вы кладете руку на плечо какому-нибудь участнику. Это означает, что теперь наступила его очередь выражать свои чувства при помощи разнообразных звуков и движений. Группа, как и в предыдущем случае, пародирует ведущего, слегка искажая его движения в сторону большей комичности.
Замечания
Так продолжается до тех пор, пока каждый участник не выразит свое настроение. Обычно в результате этой процедуры группа приходит в бодрое, рабочее состояние.
Стена
10 минут
Е
сли Вы работаете с физически подготовленной группой и участники хорошо друг к другу относятся, то эта игра оставит у них самые приятные впечатления.
Вам потребуется достаточно большое пространство, освобожденное от мебели с острыми углами, о которую игроки могли бы удариться. Можно провести упражнение на открытом воздухе.
- Группа собирается в круг. Один из участников встает в центр круга, еще один остается за кругом. Все стоящие в круге должны снять часы и кольца и взять друг друга под руки, при этом образуется сплошная "стена".
- Цель игры состоит в том, чтобы двое "свободных" участников преодолели "стену". Тот, кто снаружи, представляет себе, что ему жизненно необходимо оказаться внутри круга, и начинает ломать "стену" снаружи. Тому, кто находится внутри круга, необходимо освободиться и выйти наружу.
- Договоритесь с игроками о правилах безопасности:
- Запрещено, чтобы игроки взбирались на "стену" (то есть на плечи и головы товарищей).
- Если хотя бы на ком-то из участников тяжелые ботинки, желательно, чтобы вообще все играющие разулись.
- Если кто-то крикнет: "Стоп!", то игра должна быть немедленно остановлена. Стоп-сигнал может подать руководитель группы или один из участников, если чувствует, что сейчас произойдет неприятность.
4. Во время игры разрешается разговаривать, это могут делать в целях
взаимодействия и двое ломающих "стену". Но не говорите им об этом.
Конечно, так им будет намного проще достичь своей цели. Однако мо-
жет случиться и так, что они не догадаются об этой возможности.
5 Игра заканчивается, когда "стена" преодолена обоими игроками. В конце предложите всем рассказать о своих чувствах и наблюдениях.
Часы
10 минут
Очень динамичное упражнение, в котором группа борется сама с со-бой и пытается раз за разом улучшить свой результат. Здесь наилучшим образом сочетаются разминка и упражнение на взаимодействие. Отставьте в стороны столы и стулья, так чтобы образовалось свободное место.
Эту игру хорошо проводить на открытом воздухе.
- Подготовьте группу при помощи упражнения "Командная аэробика" (см. первое упражнение этой главы).
- Участники встают в круг, держась за руки. Задача состоит в следующем: играющие должны пройти полный круг сначала по часовой стрелке, а затем в обратную сторону таким образом, чтобы каждый участник снова оказался на том же месте, где стоял в начале упражнения. Сложность в том, чтобы совершить эти движения как можно быстрее. Скажите, что Вы засекаете время (лучше всего воспользоваться секундомером, который считает сотые доли секунды).
- Если контакт между участниками вдруг прервался, попытка не засчитывается.
- По всей видимости, Вам пригодятся некоторые критерии для оценки успехов игроков. Хорошее время для тридцати участников 30 секунд. Можно использовать следующую формулу: отведите на одного человека 1 секунду и прибавьте еще 1 секунду на каждые десять игроков.
- Положите на пол напротив друг друга два предмета, которые будут служить ориентирами для группы на время вращения: их можно использовать как знаки старта и финиша.
- Если Вы захотите усложнить игру, предложите игрокам выполнять все действия на корточках. Не давайте группе никаких указаний, которые могли бы повысить скорость вращения, но в любом случае предо-ставьте участникам возможность подвести итоги и обсудить процесС взаимодействия и стратегию.
Сибирская дуэль
5 минут
Г
оворят, что эта интересная игра была придумана в Сибири. Если Ваша группа невнимательна, потеряла интерес к занятиям или по каким-то причинам пребывает в плохом настроении, это упражнение предоставляет отличную возможность справиться с усталостью и поднять тонус. Вам потребуется много свободного места, так что отставьте в стороны стулья и столы.
Материалы
Вам потребуются четыре ложки чайные или столовые и две очень маленькие луковицы. Вместо луковиц можно использовать стеклянные шарики (однако луковицы предпочтительнее). Помимо этого, Вам понадобится веревка длиной около 4 м.
- Для игры нужны двое добровольцев. Положите веревку на пол в форме круга это будет площадка для дуэли. Игроки встают в круг друг напротив друга. Каждый кладет свою луковицу на одну из ложек, и после этого до луковиц уже нельзя дотрагиваться. Во второй руке каждый держит пустую ложку. Игроки должны будут пытаться сбросить чужую луковицу и при этом удержать свою на ложке.
- Во время игры действуют три правила:
- игроки не должны покидать пределы круга,
- нельзя прикасаться ложкой к партнеру,
- нельзя умышленно сталкиваться.
3. "Сибирская дуэль" похожа на балет, она нравится и участникам, и зри-
телям.
Замечания
Вы можете увеличить драматический эффект, используя вместо луковиц яйца. В этом случае, несомненно, игру лучше проводить на воздухе, на лужайке.
Содержание раздела