Теория, лежащая в основе объяснения этих результатов, была первоначально выдвинута Бертом (Burt) (1940), а затем разработана Верноном (Vernon) (1961). Эта теория подчеркивает роль и общей мыслительной способности, и специфических факторов (Рис. 2.1). Такие результаты исследования помогли Спирману (Spearman) выдвинуть двухфакторную теорию структуры интеллекта (Спирман, 1987).
В сущности, эта теория предполагает, что существует фактор общего интеллекта (g) плюс ряд специфических факторов; взятые вместе, они объясняют суммарную способность человека к обработке информации, и их дифференциальную пригодность во многих отдельных областях. Общий интеллект (g) отвечает за корреляцию, существующую между выполнением разных типов заданий, тогда как более специфические способности объясняют тот факт, что никто не выполняет все одинаково хорошо или плохо. Общий интеллект находится на самом верху иерархии, включающей различные уровни специфических факторов.
Выполнение интеллектуальных (когнитивных) задач определяется сочетанием g и лежащих в основе факторов. Эта структура познавательной способности человека оказалась очень жизнеспособной и продолжает обеспечивать фундамент для работы многих практических психологов, включая и тех, кто трудится в области отбора персонала.
Существуют и другие подходы к изучению функционирования интеллекта человека. Один из наиболее влиятельных альтернативных подходов подчеркивает, что разумное Функционирование в повседневной жизни требует от человека умения успешно решать проблемы, сильно отличающиеся от сравнительно ясно очерченных и в чистом виде когнитивных вопросов, составляющих типичный тест на проверку умственных способностей. Стернберг (Sternberg) и другие (см. Стернберг и Вагнер (Wagner), 1986) пользуются термином практический интеллект, определяя тип мышления, требуемый для функционирования в повседневной жизни.
Организация какого-нибудь общественного или рабочего мероприятия, выбор лучшей покупки из множества предлагаемого товара, планирование путешествия - все это примеры деятельности, требующей разумного поведения. Требуемые типы поведения очень сильно разнятся и тесно связаны с социальными и эмоциональными факторами. Одной из основных особенностей практического интеллекта является его внедренность в повседневную жизнь и действенность в решении практических задач (Скрибнер (Scribner), 1986). Это сильно контрастирует с абстрактной и изолированной природой проблем, включенных в типичный тест определения умственных способностей (Рис.
2.2). Сторонники практического интеллекта утверждают, что в письменных тестах нельзя охватить его важнейшие характеристики, требуемые в реальной жизни.
Нельзя не признать некоторую аргументированность этой точки зрения, но важно отметить, что существует убедительная взаимосвязь между количественными показателями психометрических тестов, определяющих когнитивную способность, и различными аспектами повседневного поведения. Например результатом исследований, проведенных в рабочей среде, стал длинный и убедительный список свидетельств, показывающих, что количественные показатели тестов на определение умственных способностей хорошо коррелируют с показателями общего уровня мастерства в различных профессиональных областях. Подробнее об этом будет сказано в Главе 9.
Существование стандартизированных психометрических тестов для определения g и лежащих в основе субфакторов, таких как пространственные, числовые и вербальные способности, - одно из главных преимуществ традиционного подхода к структуре когнитивных способностей человека. Эти стандартизированные тесты обеспечивают основу для оценки когнитивных способностей человека и, как уже отмечалось, тесную связь между количественными показателями тестов и средствами измерения поведения на работе. Существуют тесты как для определения g, так и для большинства субфакторов.
Несколько специализированных компаний в Великобритании издают психологические тесты, и большинство из них предлагает довольно широкий выбор. Иначе говоря, для определения каждого аспекта когнитивной способности существует не один единственный тест. На самом деле разработка, издание и маркетинг психологических тестов превратились в коммерческую деятельность внушительных размеров. Большинство компаний, разрабатывающих психологические тесты, предлагают также другие виды услуг, включая обучение и консультации, проводимые высоко квалифицированными дипломированными психологами, чье предоставление услуг в Великобритании контролируется Британским психологическим обществом (British Psychological Society - BPS).
Британское психологическое общество создало свод правил поведения, которому должны следовать дипломированные психологи BPS. Большинство издателей тестов предусматривают обучение в соответствии с рекомендациями BPS, и это дает возможность человеку, не обладающему дипломом психолога, приобрести известную квалификацию в использовании и интерпретации некоторых видов психологических тестов.
Подумайте, как бы вы охарактеризовали ваших близких друзей или членов вашей семьи? Скорее всего, вы бы описали их, пользуясь характеристиками, относящимися к личным качествам, как например надежность, общительность, раздражительность и так далее. Здесь хотелось бы обратить внимание на два интересных момента. Во-первых, обычно мы описываем других, как будто они обладают постоянными личными качествами, не изменяющимися во времени и пространстве.
Во-вторых, эти личные характеристики связаны в гораздо большей степени с характером и темпераментом, нежели чем с умственными способностями. Может показаться очевидным, что люди обладают постоянными личными качествами, влияющими на их поведение в разнообразных ситуациях, но степень влияния этих характеристик на поведение совсем не ясна, даже если поразмышлять над этим. Например представьте себе, как ведет себя некий человек на собеседовании при приеме на работу. Даже властный и экстравертный в других условиях человек, возможно, будет прислушиваться к интервьюеру и позволять ему направлять дискуссию. И наоборот, этот же интервьюируемый проявит себя властным и волевым на рабочем собрании - с теми, кто равен ему по положению.
Какой тип поведения показывает этот человек? Зависит ли наше поведение от ситуации (например собеседование или вечеринка) или же оно зависит от фундаментальных постоянных личных качеств?
Эти вопросы интересовали психологов долгие годы. Результаты исследований показали, что и личность, и ситуация имеют огромное значение для поведения человека. На самом деле наше поведение находится в сложной взаимосвязи с внутренними психологическими характеристиками и ситуационными факторами.
Диаграмма на Рис. 2.3 показывает, как взаимодействуют поведенческие, личные и ситуативные факторы. По рисунку видно, что окружающие нас ситуации частично являются результатом нашего поведения.
В экстремальной обстановке мы можем просто полностью устраниться из ситуации или же предпринять какое-то действие, повлияв тем самым на происходящее. Например мы можем просто отойти в сторону и не вмешиваться в спор между коллегами или, наоборот, вмешаться. Наше разное поведение будет по-разному влиять на ситуацию.
Важно признать, что очень часто самыми заметными чертами любой ситуации являются присутствующие люди. Вмешается человек в спор или нет, зависит от многих факторов, но главным образом это зависит от его личности. В свою очередь развитие каждой индивидуальной личности частично зависит от ситуаций, происходивших с ней в прошлом. Итак, как показано на Рис.
2.3, личные качества, ситуации и поведение постоянно взаимодействуют между собой. Этот взгляд на психологические механизмы человека основывается на работе американского психолога Альберта Бандуры (Albert Bandura) (Бандура, 1986) и известен как взаимный детерминизм. Согласно этой теории вопрос о том, что определяет поведение - личные качества или ситуация, - лишен всякого смысла, так как психологические качества человека и ситуации взаимодействуют и влияют на поведение.
А поведение, в свою очередь, может влиять на людей или ситуацию.
Исследования позволили получить множество данных, иллюстрирующих эти эффекты взаимодействий. В одной (особенно хорошо представленной) работе исследователи (Кон и Скулер (Kohn and Schooler), 1982) собрали свидетельства того, как взаимодействуют характеристики работы и личные качества. В лонгитюдном исследовании, включающем данные нескольких временных промежутков, они обнаружили, что людей, обладающих гибким интеллектом, (то есть способных видеть проблему с разных сторон) привлекает работа, требующая интеллектуальной гибкости.
Через некоторое время в силу требований работы интеллектуальная гибкость этих людей возрастала и они вынуждены были искать другую работу, требующую более высокого уровня интеллектуальной гибкости.