Важную роль в этом переходе' играет новое понятие времени внутреннее время, которое отлично от астрономического времени. Внутреннее время также можно измерить по наручным часам или с помощью какого-нибудь другого динамического устройства, но оно имеет совершенно иной смысл, поскольку возникает из-за случайного поведения траекторий, встречающихся в неустойчивых динамических системах" [92, с. 6-7]. Таким образом, можно избежать нагромождения все новых и новых темпоральных протяженностей (время биологическое, биохимическое, метазоологическое, биосоциальное и т. п.), выделив две основные формы: время внешнее и внутреннее.
Естественно, что внутреннее время существует в каждой системе (от химической реакции БелоусоваЖаботинского до человека, и от звездной системы до погодного цикла на Земле). В зависимости от степени сложности системы внутреннее время будет обладать теми или иными темпоральными качествами (психологическими, социальными, геологическими), но эти качества определяются прежде всего структурой и свойствами самой системы, а не особенностями новой ка-
Хотя, разумеется, между этими двумя концепциями существуют и разногласия, связанные, в частности, с возможностью или невозможностью обратного хода времени.
Новая научная парадигма, разработанная Международным обществом по изучению времени (общество организовано в 1963 г. в Нью-Йорке на конференции по междисциплинарным перспективам исследования времени [146]), также включает в себя ряд постулатов, говорящих о сложности времени и о единстве всех его проявлений. Вот они. 1. Понимание действительности в самой своей основе невозможно без понимания времени. 2. Время не является неделимым оно составное.
3. Время представляет собой иерархию все более и более сложных временных протяженностей. 4. Время это часть общей эволюции Вселенной, в каком-то смысле эта эволюция и состоит в эволюции времени. 5. Иерархичность времени, каким мы его знаем, отражает и воплощает различные фазы его эволюции [143].
Но при всем при этом личностное время не просто еще одна из темпоральных протяженностей, внутренних по отношению к
внешнему окружению; именно оно венчает собой временную иерархию, во всяком случае в нашей человеческой концепции мира. Теория личностной организации времени впервые в психологии обосновывает активную роль психики (на самом высшем ее уровне уровне личности) в организации времени жизни. В физике подобные концепции разрабатываются уже давно, и базируются они на самых современных данных этой науки. Во-первых, исследование процессов, происходящих в микромире, привело к тому, что экспериментатор со своим оборудованием, приборами, своим видением мира оказался вовлеченным в эти процессы. Как это сформулировал известный физик Ю. Вигнер, "невозможно последовательно сформулировать физические законы, не принимая в расчет сознание" [153, с. 172].
Во-вторых, это концепции, разрабатываемые в физике макромира: идея бутстрапа (Джеффри Чу), которая постулирует всеобщую глубинную взаимосвязь всех явлений во Вселенной, в том числе и взаимосвязь явлений физических и психических; исследования Дж. Хэгелина, предположившего, что включение сознания в физику может происходить через отождествление последнего с геометрией пространствавремени. В рамках последней гипотезы именно возникновение психики и сознания в конечном счете и предопределило эволюцию Вселенной и определило облик мира, окружающего нас сегодня (антропный принцип) (Ю.
П. Карпенко [62]).
Более того, физики уже ставят эксперименты, в которых изучают влияние сознания на внешнее пространствовремя. В качестве примера можно привести эксперименты Г. Стэппа по влиянию человека-оператора на протекание физических процессов, в частности, на процесс радиоактивного распада, предполагающее участие сознания в редукции волновой функции. Оператор должен был повлиять на процесс радиоактивного распада, который осуществился год назад и был автоматически записан на дискету без всякого вмешательства человека.
Воздействие удалось. Вывод автора гласил, что до ментального акта (наблюдения, осуществляемого человеком) редукции волновой функции не происходит, потому что отсутствует соучаствующее в этом сознание и даже для уже происшедшего процесса сохраняется вероятность другого варианта развития событий [152].
В психологии идея активной роли сознания впервые была высказана С. Л. Рубинштейном в рамках его субъектной парадигмы, в которой психическое рассматривается не только как отражение физического мира, но предусматривается творческая роль самой психики человека в мире. "Человек конечное существо включается в мир, в его бесконечное бытие как: 1) бытие, преобразующее реальность и 2) как преходящее в форму идеального существование" [100, с. 341].
;
Субъектный принцип в психологии получил также свое развитие в трудах В. А. Петровского, предложившего принцип надситуа-тивной активности совершенно нового вида неадаптивной активности. Именно эта форма активности позволяет субъекту выйти за рамки причинно-следственных отношений и, в конечном счете, преобразовать их; достигает этого он тем, что ставит перед собой избыточные по отношению к исходных условиям цели. "Речь идет о том, что человек как бы предрешает своей волей то, что фактически предрешить не может, и ради этого готов пойти на известные жертвы. Тем самым зависимость от обстоятельств оборачивается Зависимостью от воли действующего" [90, с. 284285].
Концепция личностной организации времени постулирует активность человеческой личности в восприятии, переживании, осознании и организации времени своей жизни, тем самым выделяя самый высший темпоральный пласт личностное время. В процессе такой личностной активности человек организует время своей жизни, влияя на него. С идеей личностного времени впервые в психологии появилась возможность рассматривать темпоральную активность личности, т. е. влияние понятия психики на такую фундаментальную мировую категорию, как время.
До сих пор мы рассматривали такое влияние лишь в ограниченных пределах как организацию личностью времени своей деятельности, своего жизненного пути. Однако время, как мы отмечали выше, едино; и любой обнаруженный феномен является прежде всего общим свойством времени, а личность, организующая время своей жизни, обладает способностью организовывать свое внутреннее время вообще. Такая организация подразумевает воздействие человека на переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), на осознание прошлого, настоящего и будущего своего жизненного пути (сюда могут быть включены в том числе и элементы предвидения будущего), наконец, на осуществление поведенческой и деятельностной активности по преобразованию условий окружающего мира и т. п.
То, что время относительно и существуют условия, которые могут изменять скорость и, может быть, даже направление его течения, в физике известно давно (теория относительности). Правда, до сих пор никто не рассматривал личность как возможный источник таких изменений. Обычно в качестве явлений такого рода рассматривались события космические: околосветовые скорости (при которых собственное время быстро летящей частицы замедлялось относительно внешнего мира феномен наблюдался при регистрации времени жизни некоторых солнечных частиц с малым периодом полураспада), поля тяготения очень больших масс (гипотетические "черные дыры" массивные звезды, сжавшиеся до километровых или метровых размеров, на поверхности которых