d9e5a92d

Изменение хода времени


время замедляется, возможно, до полной остановки). Возможно, темпоральные феномены подобного рода также регистрируются при субатомных явлениях [61].
Но так или иначе, в физике постулируется возможность влиять на собственное время системы, изменяя ее свойства; а в психологии категория личностного времени предполагает способность личности организовывать (а значит, изменять и преобразовывать) время своей жизни. Вместе с тем условия, при которых возможно изменение времени, являются неординарными и для физики, и для психологии. Звезда, чтобы изменить течение времени, должна превратиться в самое загадочное явление в Метагалактике, в гравитационный коллапс, возможно, открывающий для нее выход за пределы существующей Вселенной.

Элементарная частица разогнаться до умопомрачительных скоростей и вплотную подойти к световому барьеру. Человек стать Личностью, той самой, что, по С. Л. Рубинштейну, своим действием непрерывно взрывает, изменяет ситуацию, в которой находится, и вместе с тем непрерывно выходит за пределы самой себя [102].
При обычных условиях внутреннее и внешнее время достаточно хорошо синхронизированы и постоянны относительно друг друга. Можно сказать так, наши маленькие личные часики идут в ногу с внешними ритмами, и поэтому в норме большинство особенностей личностного времени незаметно, подавляемое тяжелой поступью Больших часов. Но если гомеостаз отношений по какой-либо причине оказывается нарушен, то наши внутренние часы могут "вырваться" из-под контроля внешнего времени и проявить какие-то необычные свойства.
Нарушение гомеостаза возможно по двум причинам. Первая внешняя. Вторая внутренняя.

В первом случае установившиеся отношения "человекмир" разрушают какие-либо изменения во внешнем мире. Во втором случае их изменяет собственная активность человека. Большая часть реальных случаев необычных темпоральных переживаний происходит по первой причине. Изменения во внешнем мире часто касаются жизнедеятельности человеческого организма, например, изменившиеся 'условия начинают угрожать самой жизни человека; в этом случае, если человек в ответ на воздействие не перейдет в какой-либо другой временной режим, он просто умрет.

Другие изменения не столь серьезны: изменяется качество или количество внешних событий (потеря работы, отпуск, переезд и т. д.). Изменения могут происходить и в социальной среде: одни люди вообще уходят из системы взаимоотношений (из-за собственной смерти), другие изменяют свое отношение к человеку, все это вынуждает индивида менять свое, в том числе и темпоральное, поведение. Изменения во внешней среде обычно рассматриваются как стрессовые и изучаются соот-
ветствующими разделами психологии и медицины [64], в которых достаточно подробно рассматривается и характер темпоральных переживаний при стрессе: "остановка времени", "замедление или ускорение времени", "выпадение из времени" и т. п. [41, 131, 132].
Что же касается изменения гомеостаза между внешним и внутренним "изнутри", по причине собственной активности, то в литературе такие случаи почти не представлены, если не считать описания почти фантастических возможностей индийских йогов (остановка времени, продление собственной жизни, омоложение и др.) [95] и мастеров восточных единоборств (японские ниндзя настолько ускоряли внутреннее время, что казались невидимыми в момент выполнения боевых действий для внешних наблюдателей) [52]. Однако только при разрушении гомеостаза изнутри мы имеем право говорить о личностном времени, поскольку сами определили его как внутреннее Время Личности. По большому счету только те темпоральные феномены имеют отношение к собственно личностному времени, в которых человек ведет себя как личность, т. е. активно воздействует на мир, преобразует его и разрушает привычный уклад, "выходя за пределы самого себя" (говоря словами С. Л. Рубинштейна), самореализуясь по принципу гетеростаза.
Впрочем, поскольку личность есть качество каждого человека, то любое психологическое темпоральное явление развивается в поле личностного времени. Другое дело, что насколько в человеке развита личность, настолько она и организует свое время. По К. А. Абульхановой, развитие личности во взаимодействии с миром происходит в несколько стадий. Исходным уровнем является "как бы невыделенность личности из хода событий жизни и изменения ее условий. (...) Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям;


здесь изменчивость личности заодно с ходом событий уже прекращается личность выступает как все более стабильная. На высшем уровне личность (...) начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, хотя не обязательно ведущую к успеху или удовлетворению" [2, с. 35-36]. Вместе с развитием личности внутреннее время человека становится все более личностным и свободным.
Для более полного описания свойств личностного времени, которое бы включало и самые редкие, мы провели специальное эмпирическое исследование необычных феноменов времени. С этой целью мы предъявляли опросник, в котором предлагали респондентам описать по специальной схеме имевшиеся в их жизни случаи, "связанные с какими-то необычными переживаниями, или ситуации, когда происходила активация каких-то резервных способностей". Респонденты имели среднее, среднее специальное или высшее образование. Возрастной диапазон также был велик: от 18
до 65 лет. Все испытуемые не имели видимых психических отклонений: на момент исследования работали или учились, имели семью и вели обычный образ жизни. Из более чем двухсот описаний мы выбрали только те, которые имели отношение к проблеме времени (около 100). У части испытуемых также исследовалась внутренняя модель времени временная линия, представляющая собой череду мысленных образов прошлого, настоящего и возможного (по методике, описанной в предыдущей главе), и исследовалось неосознаваемое представление о времени по методике Н. Ю. Григо-ровской.

Рассказы типа "мне изменила любимая девушка, и с тех пор я потерял веру в человечество это мое самое сильное переживание" далее не рассматриваются.
Все изученные нами случаи можно разделить на несколько больших групп.
1. Явления ускорения/замедления внутреннего времени относительно внешнего. Здесь же феномен "выпадения времени".
2. Явления, связанные с получением информации из будущего или прошлого, часто понимаемые как возможность обратного хода времени.
3. Явления альтернативного времени (одновременного проживания человеком в двух временах).
4. Явления возникновения дополнительного времени (проживание лишних, не фиксируемых по внешним часам дней, часов и минут).
Все группы случаев могут подразумевать под собой определенные свойства внутреннего времени. Рассмотрим подробнее каждое из свойств.
СВОЙСТВО 1. ИЗМЕНЕНИЕ ХОДА ВРЕМЕНИ (замедление или ускорение внутреннего времени относительно внешнего).
Наиболее часто встречающееся свойство, не противоречит ни одной космогонической теории. В той или иной степени присутствовало в переживаниях практически всех наших респондентов (даже в большинстве не относящихся к проблеме времени случаев). Даже можно сказать так: почти любое происшествие, ситуация, отличающиеся для индивида в лучшую или худшую сторону от обыденных, сопровождаются переживаниями изменения хода времени.

Однако дальше мы будем рассматривать только те случаи, в которых это переживание играло главную роль.
Опишем некоторые характеристики данного свойства времени.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Вопрос не так прост, как кажется. Проще всего определить, что при ускорении субъективного времени человек ощущает его как: 1) возрастание скорости внутренних процессов (успел столько сделать/ подумать/ощутить);
2) растяжение временного промежутка (мое время растянулось);
2) замедление скорости внешних процессов (все как при замедлен-
ной съемке). А при замедлении, наоборот, 1) ощущение снижения скорости внутренних процессов (ничего не успел сделать); 2) сжатие временных промежутков (не заметил, как столько времени прошло);
3) представление, что во внешнем мире все происходит слишком быстро (все вокруг так и мелькает); 4) осознание того, что за субъективно краткий временной интервал в окружающей реальности произошло слишком много событий (не успел оглянуться, а тут столько всего произошло).
Однако реальные переживания испытуемых часто отступают от этой схемы. Частично это связано с существованием у всех живых существ (начиная с беспозвоночных) двух систем ориентации во времени: "биологических часов", основывающихся на ритмичных внутренних процессах (дыхание, сердечный цикл, ритмика мозга), и системы наблюдения за динамикой внешних процессов ("солнце всходит и заходит"), когда о ходе времени судят по изменениям, происходящим в окружающем мире (на этом принципе построена работа любых часов) [49, 133]. Человек, вспоминая и пересказывая случаи из своей жизни, ориентируется То на одну систему отсчета, то на другую.



Содержание раздела