d9e5a92d

Активность личности и личностное время


У меня была неделя срока. В субботу утром проект должен был быть сдан. Я распределила работу по дням, но катастрофически не успевала. В пятницу к вечеру, когда я совершенно „зашилась", со мной произошло что-то типа истерики, коллеги меня стали успокаивать: „Завтра закончишь".

Оказалось сегодня четверг, хотя по моему графику шел уже пятый день. За лишний день я все успела проект сдала. Потом много раз пыталась понять, появился день или я ошиблась в счете, но не за что было зацепиться, до сих пор не знаю".)
 
ПЛОТНОСТЬ переживания, вероятно, близка к средней, поскольку, с одной стороны, человек не только субъективно переживает феномен, но и заполняет "дополнительное время" размышлениями, работой над проектом, и даже существует материальное доказательство того, что за дополнительное время появились дополнительные мысли (текст проекта). С другой стороны, явных физических следов такого дополнительного времени не наблюдается, человек не оказывает никакого реального воздействия на мир (не оказывал он ни при первом проживании дня, ни при дополнительном), вся его активность внутреннего плана. Интересно то, что в конце концов даже сама респондент не может точно определить, появился у нее "лишний" день или она ошиблась в счете, поскольку у нее отсутствовали какие-то внешние "зацепки" (насколько была не насыщена внешняя жизнь), по которым можно было бы определить, сколько прошло дней на самом деле.
ЭНЕРГЕТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ. Особых энергетических последствий в виде упадка сил или болезни респонденты не отмечали. Естественная усталость после тяжелой работы компенсировалась радостью; конечно, оттого, что работа получилась, но, главное, от осознания самой ситуации.

Последнее важно отметить особо. Люди переживали особую радость (интерес, любопытство, подъем) не от
завершения дела как такового, а от нового качества, которое они в себе открыли (развитие новой способности, нового умения), оттого что на какой-то момент в своих возможностях они вышли за пределы самих себя и сделали, казалось бы, невозможное. Кстати, и сам случай испытуемым запомнился, главным образом, этим "выходом за пределы", а не выполнением работы, поскольку по прошествии времени само дело уже не казалось таким важным.
Объяснений здесь, как и для случая сознательного существования в двух альтернативных временах, может быть несколько, в зависимости от того, какую физическую концепции времени мы предпочтем. Наиболее естественно обнаруженное нами явление ложится на статичные теории физики. Если никакого течения времени нет, а есть только наше движение по 4-мерному континууму, в котором прошлое реально существует, даже когда мы его "проехали" (как существуют железнодорожные станции после того, как наш поезд их миновал), всегда есть принципиальная возможность для перехода нашего "Я" в самого себя, но в прошлом.

Энергетические затраты такого перехода могут быть незначительны, поскольку нет переноса материальных тел и не оказывается воздействие на физический мир, а вся деятельность человека происходит во внутреннем плане. Субъективность такого проявления времени не делает его менее убедительным, поскольку все "психическое объективно существует только как субъективное" [32, с. 187].
С точки зрения субстанциального направления физики, появление дополнительного времени также может быть без труда объяснено. Если время субстанция, то человек может "вырабатывать" ее или, функционируя подобно механизму, "перекачивать" из внешней среды (подобным механизмом Н. А. Козырев объяснял энергии звезд). Наконец, в реляционной физике единственным подходящим объяснением могут служить модели КалуцыКлейна, предполагающие наличие у нашего мира скрытых измерений, в т. ч. и времяподобных [36].

Как мы уже писали выше, такое скрытое измерение может оказаться мигом нашего времени, который, однако, за собой скрывает замкнутую длительность (не существующую по часам нашего мира). Для объяснения нашего случая осталось только предположить, что внутреннее время человека также обладает скрытыми темпоральными размерностями; возрастание психологической активности личности до определенного предела позволяет психике проскользнуть в этот миг и прожить там целый день или час, и не просто прожить, но и заполнить его своими мыслями, чувствами, образами.


Таким образом, можно объяснить простое растяжение времени. Для объяснения "одновременного существования в двух временах" необходимо предположить, что человек как субъект обладает способностью не только проникать в скрытые размерности, но и сколь-
зить по ним (чтобы создавалась иллюзия непрерывного движения), так лыжник скользит по холмам, передвигаясь одновременно в двух измерениях: по горизонтали вперед, и по вертикали то вверх, то вниз. Опять же скрытые размерности открываются каждым мгновением реального времени (если представить время как прямую, то самое простое нарисовать скрытые размерности в виде пузырей, перпендикулярно отрастающих в каждой точке прямой в разные стороны), поэтому при достаточной скорости переход из "пузыря" в "пузырь" может представляться как непрерывное движение. Наконец, в случае "дополнительного времени" мы должны признать или то, что один вариант жизни человек прожил в скрытом замкнутом измерении, или же, что одна из этих дополнительных времяподобных координат обладает способностью открываться наружу в прошлом (например, за счет существования в нем обратного хода времени).
Кстати, концепция временных "пузырей" (скрытых времяподобных размерностей) взята нами из физики, где представляет собой одну из очень бурно развивающихся ветвей этой науки [123]. В отечественной психологии существует оригинальная концепции времени, предусматривающая существование "зазоров длящегося опыта", развиваемая В. П. Зинченко принципиально вне всякой связи с физикой. И тем не менее, глядя на сложные темпоральные диаграммы ("облака и глубины") в его книге [58], наглядно представляются скрытые времяподобные координаты нашей Вселенной. "Интервалы, паузы на стреле содержательного времени назовем зазорами длящегося опыта. Из этих зазоров имеются входы в „облака", „глубины" внутренней формы живого движения.

Под словами „облака" и „глубины" не скрываются сознательное и бессознательное. Их можно назвать просто „карманами", „петлями", „защечными мешками", „копилками опыта" и т. п." [58, с. 301]. Следует также отметить, что в данной концепции предусматривается влияние активности (правда, не столько человеческой, сколько божественной) на психологическое время. Может человек и своей волей останавливать, растягивать и задерживать время, что совпадает с некоторыми выводами, полученными и в нашем эмпирическом исследовании. В. П. Зинченко пишет: "Это дление истинного акта или мысли поддерживается и непрерывно возрождается волей.

Забегая вперед, замечу, что, возможно, Бог или судьба останавливают время в критических для человеческой жизни ситуациях" [58, с. 295].
И последнее, на чем мы хотели бы заострить внимание. Время связано с энергией. Наиболее явно это, разумеется, выступает у Н. А. Козырева, где время представляет собой материальную субстанцию, пронизывающую бесконечную Вселенную; субстанцию, играющую роль универсальной созидающей жизненной силы и
способную служить неиссякаемым источником энергии [67]. Однако взаимосвязь времени и энергии постулируется и в других направлениях: она следует и из формул теории относительности, присутствует она и в математических идеях и построениях И. Пригожина. Наконец, каждый из нас сталкивался с этим в школьных задачах по физике, когда для того, чтобы преодолеть расстояние (S), необходимо затратить время (t), равно как и некоторое количество энергии (Е). И это удивительное соотношение времени и энергии не исчезает при переходе к более сложным объектам, наоборот, оно становится все более ясным и почти очевидным.

Например, для психологического времени существует эмпирически доказанная связь (исследования М. И. Розеновой) между общей эргичностью (энергетическая составляющая темперамента) и способностью личности к ускорению времени [98].
Впрочем, рассуждать по этому поводу можно много, главное же то, что современная физика имеет в своем арсенале достаточно теорий и моделей, чтобы объяснить самые фантастические свойства внутреннего времени. Что же касается энергии, то в психологии это понятие напрямую связано с категорией активности.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЕ ВРЕМЯ. Итак, анализ необычных темпоральных феноменов на первый план вывел проблему, неявно имеющую отношение ко времени. Это проблема активности личности.

Во-первых, для того, чтобы то или иное необычное качество времени проявилось, как правило, необходимым был -высочайший исходный уровень психологической активности. Недаром большинство необычных феноменов времени проявлялось под воздействием сильного стрессора (угроза для жизни, опасность для близкого человека, невозможность достичь поставленных целей), что вело к резкой активации нервной системы и всех психических процессов (по крайней мере, у тех испытуемых, у которых в будущем наблюдался необычный темпоральный феномен; те же, кто от страха терял сознание, ничего не наблюдали, и ни о чем не рассказывали).



Содержание раздела