d9e5a92d

Наличие способности определять время


Человек сам ограничивает времяпространство своей активности, сковывает себя осторожностью, неверием в свои силы. Приходит сознание, что упущен "шанс", упущен оптимальный момент, период самореализации; личность постоянно сомневается, как ей поступить, в каком направлении идти. Так происходит сужение, сокращение времени самой личностью, которая не в силах преодолеть свои сомнения.
 
Эти личностные особенности и проявляются в наличии способности определять время или подчиняться внешне задаваемому времени.
Определение, детерминация времени субъектом связана с ответственностью. Последняя прежде всего есть способность идеально-личностно очертить пространство активности, которое может удерживаться личностью на протяжении определенного времени. Здесь мы имеем дело с типом, который сам ставит себе срок завершения деятельности, данного важного дела. Возможно, что в этом контуре
времени он будет действовать ритмично, равномерно. Возможно, что в соответствии со своим типом он будет "долго запрягать, но быстро ехать", т. е. он отведет время на "раскачивание", которое даст ему возможность сконцентрировать все силы своего интеллекта, чувства в один момент ("дефицита") и достигнуть успеха.
Но тип личности, ставящий себе срок (согласно типологии Н. Ю. Григоровской), в конечном итоге также в определенном смысле страдает самоограничением. Эта способность хороша для достижения определенной цели деятельности, для ее планирования. Но когда речь идет о деле жизни, о взаимоотношениях с людьми, способность ставить сроки оборачивается свободой внутри контура времени, но "разрезанием" его непрерывности, продленности в будущее за его пределы. "Окончание" чревато отсутствием связи с будущим, особенно если оно сопровождается успокаивающей и расслабляющей удовлетворенностью.

Полностью реализовавшись на короткой дистанции, личность уже не может продолжить свой бег на длинную, долгую. Поэтому ответственность это не только организация времени деятельности, ответственность жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в "последствиях", быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей.
Нужно сказать, что подробнее организация времени деятельности, выбор режима "дефицита" или "лимита" должна быть соотнесена личностью с масштабом организации времени жизни в целом, продумана ее стратегия с учетом своей ритмики, флуктуации. Если такая стратегия строится, личность берет на себя ответственность уже не только за данное дело (к сроку), а выстраивает перспективу связи разных дел, деяний, поступков в длительном временном масштабе.
Типу личности, привязанному к сроку (заданному извне или самим субъектом), присуще то "нетерпение сердца", о котором написал свой блестящий роман Цвейг. Стремление совершить поступок, сделать дело "подстегивается" нетерпением особым, на наш взгляд, темпоральным переживанием. Оно, как справедливо отмечает Н. Ю. Григоровская, взрываясь скоротечной эмоцией, не дает личности охватить своим переживанием всю полноту возможностей данного времени, продлить мгновение, приостановить его.

Это тоже не подлинность, но в данном случае не жизни, а чувства, которая объективно лишает личность полноты переживания смысла.
Тип, обладающий временной перспективой, т. е. личность в буквальном смысле слова проективная, движется своей мыслью и волей из настоящего, осуществляя реверсию времени. Она продлевает настоящее, вбирая в него будущее. Она расширяет свое настоящее время, сегодня живя одновременно будущим. Однако и
для нее справедлива закономерность, согласно которой масштаб охватываемого одновременно времени должен быть пропорционален. возможности его переживания и реального действия в нем. Эти модальности должны быть пропорциональны друг другу, во-первых, и поддерживать одна другую, во-вторых.
Однако гармония, пропорциональность сознания, переживания и активности устанавливается у разных типов в разных масштабах времени (ситуативном или пролонгированном) и при разной ведущей роли одной из модальностей. Если пролонгированный тип оказывается в дефиците времени, т. е. не только не в своей временной размерности, но и в ее жестком варианте, его переживания блокируют его способность действовать. Нарушение пропорциональности ограничивает способность к организации деятельности.


Сказанное позволяет понять, что существует сложная цепь взаимосвязей личности и ее жизни, которая в свою очередь влияет на удовлетворенностьнеудовлетворенность личности, связанную с мерой переживания подлинности своей жизни. Удовлетворенностьнеудовлетворенность складывается из функциональных возможностей данного типа личности, из характера связи осознания, переживания времени и его практической организации в деятельности, в общении. Тип личности влияет на способ, которым она включается в отдельные жизненные ситуации, задачи деятельности, общения. В свою очередь последние объективно складываются более или менее удачно для человека.

Соотношение объективной и субъективной детерминант оказывается гармоничным (если они соответствуют друг другу) или противоречивым. Таким образом, возникает два ряда противоречий внутриличностных, когда уже изначально негармонична связь сознания, переживания и активности, и между личностной организацией времени и объективными обстоятельствами.
Важно также отметить, что организация времени деятельности это не только и даже не столько организация времени внутри ее пространства-времени, контура, это "размещение" деятельности в жизненном времени. На первый взгляд, это утверждение кажется парадоксальным, поскольку деятельность как труд в силу социальной необходимости уже "размещена" в нашей жизни, объективно забирая большую часть ее времени. Однако в книге "Стратегия жизни" мы не случайно определили различие между активностью личности и самой деятельностью как ее объективацией. Активность выражает потребность в деятельности, в общении, в познании (и у каждого типа личности мера активности, ее уровень и характер различны).

Именно поэтому можно понять различия в способе включения в деятельность и мере активности при ее осуществлении у разных людей. Когда в психологии говорят об отчуждении личности от деятельности, речь идет не о том, что она
вообще не работает, не трудится, а о том, что она делает нечто безлично, пассивно.
В связи с этим Л. И. Анцыферовой и нами было внесено уточнение в классическую формулу С. Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности.
Она развивается не в любой деятельности и не при любой степени активности ее осуществления. Активность, как мы установили, проявляется при наличии потребности в деятельности, интересе к деятельности. Исследование Н. А. Растригиной позволило выявить, что потребность принимает форму определенных притязаний (в том числе не только ориентированных на успех или неудачу, как в ее работе, но на место в данной деятельности, на роль ее организации). Но, кроме потребности в активности (в соответствии с ее структурой семантического интеграла), включаются и способности личности, которые, в свою очередь, находятся в определенном соотношении с потребностями и удовлетворенностью. Исследование показало, насколько разнообразны "профили" активности, а тем самым различны "движущие силы" личности, ее функциональные ресурсы.

У одних типов противоречия заложены уже в самой активности, у других в соотношении активности и деятельности, активности и общения, связанного с деятельностью или составляющего основу различных жизненных отношений личности.
Развитие личности осуществляется не только в сензитивные, критические или определенные возрастные периоды, оно, реализуясь через разрешение противоречий внутреннего и внешнего, которые однозначно не связаны с возрастными, сенситивными или критическими периодами, этапами. В такой формулировке принцип развития звучит достаточно абстрактно, реально личность оказывается "соизмеримойнесоизмеримой" с жизненными противоречиями, которые принимаются ею, определяются ею как жизненная проблема. Противоречие может существовать в самой личности и заключаться, например, в дефиците ее желаний по отношению к возможностям.

Это противоречие, связанное с дефицитом "движущих сил", ресурсов личности.
Другие противоречия возникают в силу несоответствия характера ее активности и деятельности, способа самовыражения и необходимости, связанной с объективацией, самореализацией. Первые противоречия с большим трудом поддаются осознанию.
Осознание противоречия предполагает его верификацию как проблемы, т. е. ограничение его сторон, его сути. Мы ищем причины наших неудач или трудностей в отношениях к нам других людей, в сложившихся обстоятельствах. Что выбрать в качестве основы решения проблемы свою собственную волю, активность, направив их на изменение ситуации, или выждать, пока сгладится ее
острота, дать проявиться негативному отношению или сделать вид, что его не замечаем, игнорировать его внутренне? Так мы интуитивно ищем контуры проблемы, соотношение в ней зависящих и не зависящих от нас обстоятельств.



Содержание раздела