d9e5a92d

Сбалансированность внутренних движущих сил


Сбалансированность внутренних движущих сил, пропорциональность притязаний и удовлетворенности, дающая личности невысокий, но стабильный временной ресурс движущую силу, обеспечивает равномерность ее жизненного движения и относительную устойчивость внутреннего склада это своего рода "спокойный" тип. Такая личность относится к первому типу (по Н. Ю. Григоровской), т. е. ей свойственна цикличная или поступательная временная последовательность, ритмичность, привязанность к срокам. Развивается ли она? Развивается в пределах оптимального соответствия избранной деятельности или благоприятных (развивающих) обстоятельств последней, в пределах оптимально складывающегося общения (благополучной семьи, хороших друзей и т. д.).

Она развивается в пределах, представляемых возрастом, в пределах, представляемых принадлежностью к благополучному социальному слою, сфере, в пределах своей пропорциональности.
 
Другой вариант способа существования характеризуется отсутствием принципа гармонизации, пропорциональности во времени. Психический склад, притязания, активность не дают личности ресурсов для равномерного движения в жизни, низка мотивация для достижения, высок уровень притязаний, страх неудачи во всех случаях имеет место временная диспропорциональность, которая придает поведению, жизненным проявлениям стихийный характер. Такой тип неизбежно оказывается в противоречивом соотношении с действительностью.

Но в отличие от вышеописанных противоречий и личностного способа их проблематизации и разрешения, ведущего к развитию, его противоречия деструктивны. Либо его деструктируют, дезорганизуют объективные временные требования, либо он фрустрируется, "уходит в защиту", либо он живет в пустом, не присвоенном времени, не наполненном ни разумными действиями, ни позитивными переживаниями. Его переживания носят характер агрессии, тоски или скуки, неудовлетворенности, его сознание пассивно.

Этот тип не развивается, а, напротив, вступает на путь необратимого регресса даже при наличии способностей.
Способы осуществления личностью своей сущности в жизни разнообразны, но все они связаны с развитием личности. Гипотетически мы бы выделили несколько типов. Первый определяется наличием у личности ярко выраженных способностей, даже таланта, который становится основной движущей силой ее личности, жизни, ее развития. В способностях заключен временной потенциал, который дает личности ускорение в ее жизненных темпах.

Как правило, развитие ее осуществляется в одном, главном направлении, куда влечет ее талант, способности, происходит через творчество в данной сфере. Личность движима своими способностями, талантом. Однако жизненные истории известных людей (если не говорить о выдающихся) свидетельствуют, что жизненная судьба таланта не всегда счастлива. Она часто делится на два периода сначала период восхождения, проявления, расцвета, затем упадка;
или, наоборот, трудности первого этапа, будучи преодолены, приводят к благополучию второго. Условно можно сказать, что здесь сущность личности эквивалентна ее способностям, а развитие происходит в пределах их реализации. Нельзя не заметить, что только огромные таланты, гении могли при этом остаться собой, сохранить свою личность, не пойти на компромисс с потребителями ее таланта.

Здесь величие таланта соединилось с величием личности.
Второй тип характеризуется ранним становлением зрелости. Это зрелость не по возрастной периодизации, приведенной Б. Г. Ананьевым вслед за Бромлеем, а по жизненной. Ранняя зрелость (или взросление личности) часто определяется жизненной семейной ситуацией (потеря кормильца в семье ставит на его место сына или дочь, берущих на себя ответственность за судьбу семьи), иногда неблагоприятной или благоприятной (особое отношение в семье к ребенку, сочетание воспитания, образования, самостоятельности приводит к раннему и интенсивному развитию личности). Зрелость в последнем случае связана с гармонией духовного, душевного, интеллектуального развития.

Зрелость содержит глобальный временной признак она дает возможность опережения личностного движения и развития по отношению к ходу и событиям, формам жизни. Фактор опережения и есть временной потенциал личности, проявляющийся в жизни. Личность не только опережает своих сверстников, она опережает социально установленные нормы начала образования, профессиональной деятельности, карьеры (в тридцать лет становятся докторами наук, но не только и не столько за счет способностей, как в первом случае).



Личность, включаясь в ту или иную профессию, приобретает своего рода ускорение темпов профессионального и одновременно личностного развития. Человек входит не в узкий профессиональный коридор, а охватывает множество спектров и направлений профессиональной самореализации, улавливает сущностные закономерности данной области,
становится лидером ее развития. Здесь и создается личностью свое времяпространство, определяется его архитектоника. Человек сам распределяет время, отданное разнообразным занятиям, за счет чего происходит умножение времени, и можно говорить о своеобразном временном прогрессе.
Можно выделить в особый тип наличие самого по себе оптимального личностного склада, пропорционального характера активности или "наличие своеобразного "таланта жизни", обеспечивающего личности свободу, независимость и видимую легкость способа самореализации. Здесь, не имея в виду идеологического содержания, можно говорить о гармоничной личности, о том, что эта гармоничность даст ей временной ресурс, потенциал, обеспечивающий соответствие внутренней логики внешним обстоятельствам.
Особый тип представляет собой личность, развивающаяся через разрешение противоречий (и внутренних, и между внутренним и внешним, и собственно внешних). Ее зрелость достигается трудным путем разрешения жизненных проблем, на осознание и решение которых уходят жизненные силы. Здесь можно условно говорить о "затратном" механизме развития; эти затраты не на осуществление деятельности, а на преодоление противоречий, но их разрешение дает возрастание личностных возможностей, личностный рост. Результаты развития превосходят затраты или эквивалентны им, но во всех случаях зрелость достигается через борение и преодоление, а не дается сама собой. Здесь также имеет место продуцирование ценностного личностного времени оно составляет ее потенциал, возникающий в результате самореализации, а не до нее.

Опыт решения противоречий укрепляет личность, дает ей силу и смелость быть собой, следовать в жизни и строить ее в соответствии со своей сущностью.
Но возможные варианты внутри этого типа различаются своим оптимистическим или пессимистическим, нигилистским складом и мироощущением. В одних мы видим печать радости, в других горечи жизненных побед.
У этого типа можно выделить разные направленности развития просоциального или индивидуалистического, соответственно, разные пространства межличностное (общение с людьми) или индивидуальное, разные приоритеты душевное или духовное развитие, соответственно разные масштабы развития личности.
Вслед за Л. Ю. Кублицкине [70] и Н. Ю. Григоровской [43] можно говорить о типе развития личности, обладающего выраженной способностью к организации времени (в деятельности или в жизни в целом). В ее структуру может входить в разном сочетании и способность к планированию времени (представление о наличии у себя этой способности), и способность к организации деятельности
в разных режимах времени, и к координации взаимодействия во времени деятельности с другими людьми (вплоть до руководства ими), и гибкость в оперировании временем, и хорошее чувства ритма (своего, деятельности, жизни в целом), и умение использовать опыт прошлого, и свободное владение своими ресурсами и т. д.
Можно говорить, что у некоторых людей преобладают одни темпоральные способности, а у других другие.
В целом, резюмируя, можно сказать, что временные потенциалы, дающие ускорение, интенсивность или экстенсивность жизни, придают ей определенный ритм, оптимальный для личности и создаются все более нарастающей способностью личности овладения своими природными психическими возможностями и особенностями, превращением их в ресурсы своей активности, со следующим использованием или сознательным применением своей активности как ресурса самовыражения, как ресурса самореализации в формах жизни, деятельности, общения в их специфическом времени. Чем более зрелым и гармоничным является ряд этих превращений, осуществляемых личностью, тем более зрелой она становится. Зрелость личности предполагает умножение ценностного времени.

Но вышеуказанный ряд превращений осуществляется не только и не столько сознательно, на основе рефлексии, но и неосознанно, не только непосредственно, но опосредованно личностными проявлениями, способами объективации в жизни, которые она обобщает на ценностной основе.
Все это дает личности ресурсы жизненного движения, опережения, ускорения и своевременности.
2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВРЕМЯ 
Исследование и осмысление нами особенностей организации личностного времени позволяет вернуться к рассмотрению проблемы организации личностью времени ее жизни.



Содержание раздела