Социум развил в личности способности, делающие ее пригодной к общинному, а не к личному способу жизни:
он сумел придать громкость тихим по своей природе личным переживаниям. Из масштабов личностного пространства эмоции были перенесены на площади, усилены микрофонами, насыщены истерической экзальтацией. И стали тусклее, беднее, ограниченнее в личной жизни.
Исторически российский менталитет совершенно специфический синкрет, сложившийся на перекрестке западной и восточной цивилизаций, всегда обладал огромным надличностным идеалистическим потенциалом, но он обладал и средствами приведения в действие переживаний, верований, мотивации самих людей. Российская культура сохраняла секрет соединения духовного с душевным даже при наличии социального института насилия. Осуществляемая тоталитаризмом деперсонализация лишь на первый взгляд отвечала общинному корню русского характера.
На самом деле, вытеснив социальным душевное и духовное, она лишила личность возможности экзистенциально переживать и проживать собственную жизнь. Насильственная идентификация личности с социумом лишила ее "Я-концепции", Эго, эгоцентризма, авторства собственной жизни.
"Отпустив" сегодня не только цены, но и людей, общество предоставило их самим себе, полагая, что психологические ресурсы России столь же неисчерпаемы, как и природные. Но жизнеспособность, дееспособность личности обеспечивается только адекватным ее сущности способом функционирования психики, а не любым. Личность должна восстановить свою самоидентичность, самоценность и одновременно строить, согласно концепции В. Н. Мя-сищева [86], адекватные отношения с другими людьми, обществом.
Обе эти задачи взаимосвязаны и должны быть отрефлексированы психологией, до сих пор работавшей с идеальной моделью личности.
Таким образом, социальная детерминация жизни личности имеет разнообразный, разноплановый характер, она и позитивна (отдавая человеку в виде различных общественных средств технических, научных, информационных и других, общественное время, умножающее время его жизни), и негативна, требуя от него возврата этого времени, иногда в жестких формах определенных видов труда или потери личного времени в силу низкого уровня благосостояния. Может существовать несколько социальных детерми-
нант, влияющих на личную жизнь, они действуют одновременно (иногда умножаясь в своем негативном качестве, иногда погашая друг друга). Социальная детерминация времени личной жизни одновременно вплетена в саму ткань этой жизни, в ее семантику, побуждая личность добровольно эксплуатировать свои жизненные силы и сокращать ценностное время жизни.
Социальная действительность сама имеет и статику (образ жизни, его приметы, поколения, эпоха), и динамику события, оказывающие непосредственное воздействие и на сознание, и на жизнь масс. События, носящие антигуманистический характер, войны, атомная и другие катастрофы, фашистские терроры, сталинские лагеря и другие, уносящие миллионы людей, внесли в обыденное сознание мысль о конечности своей жизни не в результате старения, страх неожиданной смерти, страх болезней, страх потери жизненных сил, дееспособности. Люди осознали, что в масштабах общества произошло обесценивание жизни, что она зависит от случайности, легко приносится в жертву.
Это значительно подорвало индивидуализм сознания, представление о себе как субъекте своей жизни, придало чувство неуверенности (в завтрашнем дне), постоянно грозящей опасности, беззащитности перед ее лицом.
Привело ли это к осознанию ценности каждого дня своей жизни? На этот вопрос трудно ответить в общей форме, но несомненно, что в жизненную мотивацию было внесено стремление "успеть" сделать сейчас, в настоящем как можно больше практических дел, ушел неторопливый ритм жизнедеятельности века, увеличилась ценность настоящего. Снизилась возможность приобщения к культуре, ограничилось время и свобода духовного развития.
Уровень технического прогресса создал противоречие, о котором выше шла речь, между временем темпом, скоростями информационно-технических средств и пространств, и индивидуальными возможностями человека. К затрате в процессе труда общественно-необходимого времени, т. е. к проблеме производительности труда, прибавилась проблема человеческой цены этой производительности. Поэтому огромное место начали занимать проблемы оптимальной организации совместной деятельности, т. е. управления функционированием организации любого типа с целью повышения их эффективности.
Проблема совместной деятельности имплицитно включает в себя возможность экономии времени за счет оптимальной организации усилий людей, их координации и кооперации и осознания себя субъектом своей жизни.
Кризис российского общества, неустойчивость, нестабильность его современного состояния лишили общественную жизнь и жизненный путь отдельных людей той пролонгированности, перспективности, которая обеспечивается стабильностью, гарантированно-стью бюджета семьи. Жизнь оказалась разбита на короткие отрезки,
определяющиеся наличием финансов. Одновременно исчезла профессиональная стабильность, гарантированность определенного уровня жизни в определенных профессиях.
Если в наших первоначальных исследованиях были выделены два ситуативных типа, которые ограничивались "короткими дистанциями" в силу собственно психологических причин личностной организации времени, то можно предположить, что сегодня и часть личностно-пролонгированных типов перешла в разряд ситуативных но уже в силу причин социальных. Для лиц, которые по своей личностной организации являются пролонгированными, ситуативность оказывается не только не адекватна, она порождает противоречие между особенностью типа и социально обусловленной, вынужденной ситуативностью его проявлений в жизни. Они не умеют поспевать к внешне заданному сроку, их активность рассчитана на длительный период, будучи внешне прерывиста, каждый раз должна возобновляться заново, с "пустого места".
В этом социальном контексте проблема жизненного пути личности требует ее рассмотрения не как теоретической абстракции, а прежде всего как психосоциальной реальности. Такое рассмотрение возможно на основе осмысления и этого контекста, и реальных типологических особенностей личностной организации времени, выявленных в наших многочисленных исследованиях реальных граждан российского общества. Полученные временные модальности у разных типов это представление о временных способах его личностной организации, сложившиеся у людей, живущих в нашем обществе в настоящее время. И потому, например, если время изображается одними как круг, замыкающий пространство, или как прямая, с одной стороны как будто стрела, а с другой как плато, это, по-видимому, не только выражает особенности образной сферы личности, а глубинную бессознательную интерпретацию своей жизни ("белки в колесе" или "пассажира в вагоне"). И вместе с тем реализация психосоциального подхода к жизненному пути личности не означает отказа от теоретизации, моделирования и построений уравнений, но предполагает включение в них принципа реализма.
Существует формула: TV = S время, умноженное на скорость, равно расстоянию.
Время как физическая величина независимо от ее разных концептуальных трактовок имеет характеристику скорости, которая, в свою очередь, эквивалентна проходимому расстоянию, т. е. длине пространства. Будучи распространено на жизненный путь человека, это физическое измерение и его формула означают, что с чем большей скоростью "идет" человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. В этой категории измерение превращения количества в качество еще не связано с личностью как таковой, но с ее временными способностями.
Ведущая и наиболее интегральная способность актуализации времени является высшей формой его реконструкции в пространстве жизни. Актуализация времени это и присвоение общественного времени, и использование в настоящем прошлого опыта, это и использование своих общих и специальных способностей (по принятой в психологии категоризации), и целенаправленное использование своих временных способностей (планирования времени, произвольного ускорения своих психических процессов и действий и т. д.). Актуализация времени сближается с понятием самоактуализирующейся личности А. Маслоу, но это именно жизненная способность личности к интеграции (умножению и даже прогрессии) времен (социального, индивидуального) в пространстве жизненного пути.
Степенью этой интеграции изначально определяется уровень развития личности и тем самым ее жизненная позиция. Последняя, благодаря актуализации времени, обладает тенденцией к ускорению (что возвращает нас к первой простой абстракции скорости и длине жизненного пути). Жизненная позиция определялась нами выше как совокупность основных личностных отношений.
Поскольку отношения определены, они относительно устойчивы и пролонгированы. Отношения, первоначально формируясь, затем сами становятся той координатой и даже опорой, которые поддерживает личность. Изменчивости, нестабильности, неопределенности жизни социума противостоит не только личность как таковая, но ее жизненная позиция, состоящая из совокупности определенных отношений.