d9e5a92d

Идеальное внутреннее время


Каждое противоречие, прежде чем превратиться в нашу проблему, проходит через наши принципы, прежде всего нравственные. Они придают ему определенность, очерчивая контуры несоответствия, зону несоответствия в ценностном измерении. Но рефлексивная работа не всегда поддерживается и стимулируется переживанием.

Переживание продлевает противоречия во времени, втягивая нашу личность целиком в его "клинч", не давая возможности "взглянуть" на него разумно, рационально.
 
Противоречия, будучи превращены в проблему, приобретают идеальную временную форму ("идеальный объект"), принадлежат к идеальному внутреннему времени и в этом времени оформляются в некоторый его "квант" временную размерность. В таком виде они приобретают пролонгированный характер, который резко отличается от пролонгированности, придаваемой переживаниями. Во временной квант проблема может трансформироваться одновременно с течением мыслительного процесса, пока личность сохраняет ее в неразрешенном состоянии, она "удерживается" на осознанном и неосознаваемом (интуитивном) интеллектуальном уровне. В оптимальном случае переживания поддерживают его в актуальном состоянии. Проблема не принадлежит к "сегодня" или "вчера", она не имеет таких измерений.

Она "удерживается" своей личностной значимостью, ее смыслом для личности, продолжая оставаться актуальной ("сегодняшней") ровно столько, сколько смысла в нее вкладывает (приписывает ей) личность. Но ее временная специфика как проблемы заключается в том, что, подставляя любые конкретные значения, личность может менять местами сами переживания и вводить новые, взятые из любого времени и пространства. Это "вращение" переменных, их позиций, значений осуществляется внутри того "кванта" времени, в который оформлена проблема.

Очевидно, чем более свободным во времени, располагающим независимостью к раз установленному соотношению является тип личности, тем большее число вариантов и соотношений он может позволить себе при ее решении.
Допустим, что мы искали причину нашей проблемы в негативном отношении других людей, но неожиданно "приходит в голову" мысль, что мы сами причина этого отношения, что люди обижены невниманием, невыполненным обещанием. Проблема поворачивается "другой стороной". Множество "если" выражают свободу перестановки переменных в сознании в процессе преобразования проблемы. Некоторые данные, значения извлекаются мышлением из реального времени и пространства жизненных поступков и событий,
поскольку основные личностные проблемы это проблемы жизни. Одна совершенно незначительная сама по себе ситуация, слово, взгляд могут оказаться "ключом" в реконструкции проблемы, ведущей к ее решению.
Что же есть в таком случае само решение? Мы согласны с теоретиками гештальтпсихологии в том, что это оптимальная для субъекта композиция, т. е. гештальт. Но мы не можем взять ни из одной теории мышления ни одного удовлетворительного для объяснения решения критерия. Таковым является только критерий ценностного времени: превращение составляющих проблемы в композицию сопровождается особым личностным временным состоянием, которое связано с превращением времени-неопределенности в ценностное время. Ценностное время это новые возможности, умноженные в результате разрешения проблемы и снятия противоречий, которые не имели до сих пор ни личность, ни объективное положение вещей.

Это новый гештальт (или композиция), дающий новое качество, обозначающее развитие личности.
Если не иметь в виду множество частных жизненных задач, которые мы решаем и для решения которых применим социальный и жизненный опыт, чужой пример, стереотипы и т. д., то жизненные личностные проблемы, как правило, оригинальны. Поэтому решение их достигается при наличии жизненной и личностной зрелости и одновременно повышает ее уровень.
Ценностное время это время, релевантное такому типу личности, организация времени которого как особой системы включает активность темпорального отношения. Оно возникает при оптимизации всей системы как целого за счет особого отношения ко времени и эквивалентно самосовершенствованию личности. Если рассмотреть особенности первого типа (по Н. Ю. Григоровской) с последовательностью актов во времени, то можно предположить, что ему трудно разрешать противоречия, поскольку он своей тем-пераментальной структурой больше предрасположен к решению локальных задач, в которых противоречия сосредоточены в одном масштабе времени и пространства.



Ему трудно удержать проблему в состоянии неопределенности длительное время, поскольку он каждый раз будет стремиться к "сроку", к завершению (по типологии Л. Ю. Кублицкине это нормативный тип).
Второй тип, напротив, располагая "веером" вариантов, возможностей во времени, будет иметь перед собой все "проблемное пространство" (все противоречия) и не будет ограничивать себя сроками. Но, как показали исследования М. И. Воловиковой, слишком большое число вариантов, переменных и их значений приводит к легкости манипулирования ими в сознании, а тем самым может препятствовать остроте осознания и глубине решения. Свобода этого типа чревата поверхностностью, поэтому любая оптимизация
системы требует от личности разработки особых, не присущих ей имманентно, компенсирующих ее ограничения способов. Мы считаем, что эти способы есть жизненные умения личности, содержащие ее ценностное время. К сожалению, у большинства людей так слабо развита рефлексия, что осуществить познание, осознание, рефлексию своей личной организации времени, не зная ее признаков, критериев, практически невозможно. Л. Ю. Кублицкине установила, что даже рефлексивный образ своего способа действия во времени неадекватен, нечеток, противоречив, хотя деятельность во времени требует его осознания.

Тем более трудно понять свои темпоральные отношения, их ограничения в решении проблем, поэтому, как правило, они познаются и преодолеваются только в ходе самого решения, а не заранее.
Привычка рассматривать любой результат только с точки зрения его внешнего значения (социального, деятельностного) привела к тому, что не рассматривались его субъективные последствия. Не только в сознании, в когнитивной сфере откладываются схемы, алгоритмы удачного способа решения, а в самой личности происходят превращения, которые расширяют ценностное время и увеличивают степень личностной зрелости. Можно с определенной долей условности сформулировать принцип, согласно которому оптимальные решения жизненных проблем имеют своим следствием расширение ценностного личностного времени, т. е. развитие личности, возрастание степени ее зрелости.
Почему же возможны удачные, оптимальные решения, несмотря на темпоральные ограничения, "шоры" большинства типов? Именно в силу того, что это жизненные решения, в которых выступают в качестве "подсказки" удачно сложившиеся обстоятельства, другие люди, соучаствующие в проблемной ситуации, наконец, само время жизни. Темпоральные особенности типа толкают его на то, чтобы "проскочить" своими переживаниями проблему или превратить ее в частную задачу, отложив решение проблемы на будущее, всячески оттягивая его,' но жизненная ситуация и участвующие в ней люди, вопреки ему, увеличивают остроту противоречия, сужают "поле", увеличивая напряженность в нем (по К. Левину), что оказывается внешним давлением, превращающимся затем в собственный дополнительный мотив личности.
1 Мы уже ссылались, но еще раз вернемся к прекрасному примеру "стратегии" Каренина, описанной в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина". Будучи человеком ритмичным, функциональным, по-видимому, обязательным в решениях к внешнему или внутреннему сроку, он, с одной стороны, превращает семейную проблему в задачи "объяснений" с Анной, а затем, не получив даже их решения, откладывает, как пишет Толстой, "свою проблему в самый долгий ящик".
Разрешение проблемы даст личности удовлетворенность, а с ней "новое дыхание", ощущение открывшейся жизненной перспективы, которая закрывалась назревшей, но не разрешимой проблемой. Способность осуществить себя соответственно своей сущности в достигнутом решении проблемы есть умножение ценностного времени личности.
Способность быть собой, подтверждать и осуществлять свое "Я", в свою очередь, связана с тем контуром временипространства жизни, которое личностно определено. Это и есть ответственность. Именно она придает особую значимость, актуальность личностным проблемам.

Мы испытываем трудности в том временипространстве жизни ("поле", выражаясь терминами К. Левина), которое считаем своим, которое считаем пропорциональным своей личности. Ни одна из целей будущего не достигалась бы, если бы мы не испытывали ответственность за ее достижение, используя активность для преодолении противоречий. Ни одно последствие содеянного не волновало бы нас, если бы мы не "взяли" на себя, очертив его, круг действия множества целей, причин и их последствий.
У разных типов, как мы установили ранее, преобладает либо инициатива (свобода), либо ответственность. Свобода (в таком случае) сродни игре "без правил", в которой личность легко сменяет варианты, составляющие способы решений, не утруждая себя ограничениями, но и не вкладывая целиком самое себя в данный момент.



Содержание раздела