ляется более или менее сильный выдох; точно так же, как и при радости, неожиданности и т. п., производится быстрый вдох. Выдох, далее, производится после каждого телесного напряжения, упражнения и т. д., подобно тому, что происходит во время сна.
Этот сильный выдох, в большей степени, чем связанное телесное и душевное напряжение, оз-
начает потерю нервной силы.
Делай КЕВАЛИ один раз в каж-дую ЯМУ 3 часа или 5 раз в день, как я тебе скажу.
Утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть ночи. Или делай ее три раза в день в каждую САНДХЬЯ утром, в полдень, вечером.
Удлинняй ежедневно продолжительность АДЖАПА от 1 до 15, пока не будет достигнуто совершенство СИДДХИ.
Знаток ЙОГИ обозначает тогда эту ПРАНАЯМУ как КЕВАЛИ.
Дыхательные упражнения, выполненные в определенной последовательности, представляют собой одно упражнение. Конечно, читатель уже сделал предположение, что под ПРАНАЯМОЙ понимается нечто гораздо более важное и необходимое, чем только вдохи и задержки дыхания.
Что такое ПРАНАЯМА?
Это слово состоит из слов ПРАНА и АЙАМА не ЯМА, как многие думают. ПРАНА есть
космическая энергия, из многих форм которой, только одна обуславливает дыхание в теле каждого живого существа.
Слово АЙАМА происходит от глагола А+ЙАМ, который означает "растягивать", "расши-рять", "тянуть", "удлиннять" и т. д. Слово АЙАМА означает "напряжение", "протяжение", "длина пространственная и временная". Классический индийский словарь Амарокоша дает значение слова АЙАМА как ДАТРИГХЬЯНА "длина", АРОХАХ "возвышение", ПРАТНАХО "объем", ВАШАЛАТА "дальность".
Следовательно, ПРАНАЯМА должна означать "удлинение и растягивания процесса дыха-ния", а вовсе не контроль над дыханием, в обычном смысле!
Длина вдоха должна быть той же самой, что и длина выдоха, чтобы избежать потери энер-
гии ПРАНЫ.
Это правило указывает на важнейшее дыхательное упражнение - ритмическое маятнико-образное дыхание, при котором продолжительность вдоха и выдоха остается в точности оди-
наковой. Этот способ дыхания - он называется ТАЛА-ЙУКТА 1 "связанный с ритмом" - должен применяться в любом случае жизни: при работе, еде, питье, сне и т. д., он должен войти упражняющемуся в плоть и в кровь - тогда он сможет при каждой потере ПРАНЫ вновь вос-
станавливать равновесие. Точно также как НАБХА МУДРА имеет преимущество перед всеми другими МУДРАМИ, потому что она может выполняться постоянно, по крайней мере в качест-ве сосредоточения мыслей - так обстоит дело с ТАЛА-ЙУКТА.
Но растягивание или удлинение процесса дыхания затем уже недостаточно для дальнейшего - сначала тело должно быть закалено против голода, жажды, жары и холода, ядовитых веществ и т. д., и тем самым подготовлено для дальнейших дыхательных упражнений. Поэтому на следую-
щей стадии выполняется СИТАЛИ 2, соответствующее аналогичному упражнению среди МУДР - КАКИ МУДРА.
Следующее очевидное удлинение процесса дыхания дается посредством СУРЬЯБХЕДА 3, потому что требуемая там степень, при которой появляется пот, может быть достигнута только при повторных и систематически выполняемых продолжительных вдохах и выдохах. Эта СУРЬЯБХЕДА является дальнейшим развитием очищения нервов НАДИ-САДХАНА, хотя последняя должна выполняться в обоих направлениях вдыхая вправо и влево. Это дыхатель-ное упражнение очищает черепную коробку КАПАЛА, лобная область, даже когда, вследствие
любого дыхания, одна ноздря заложена, то посредством практикования СУРЬЯБХЕДА, обе ноз-
дри освобождаются.
Дальнейшим последствием является удаление некоторых червей в пищеварительном канале - безусловная предпосылка для дыхательных упражнений. Не в последнюю очередь СУРЬЯ-БХЕДА вызывает пробуждение КУНДАЛИНИ, что является целью дыхательных упражнений.
Расширением СУРЬЯБХЕДА является САХИТА 4, которая также называется СУКХА-ПУРВАК точнее говоря, все дыхательные упражнения называются "САХИТА", т. е. "связанные со вдохом и выдохом": САХА - "вместе", ИТА - "шедший", в противоположность КЕВАЛИ - "только задержка дыхания". Воздух теперь будет вдыхаться и выдыхаться по всем направлени-ям.
Говоря по другому, он будет вдыхаться постоянно через одну и ту же ноздрю, через кото-рую он только что был выдохнут, но выдыхаться он будет постоянно не через ту ноздрю, через которую он был вдохнут.
Для чего это необходимо? В своем комментарии к "АНАНДАЛАХАРИ" пандит Р. Ананта Шастри говорит: "Солнце и Луна, точно так же, как постоянно в макрокосмосе, движутся посто-
янно в микрокосмосе через ИДУ и ПИНГАЛУ, днем и ночью. Луна, которая всегда идет через левую НАДИ ИДА, увлажняет все тело нектаром.
Солнце, которое идет через правую НАДИ ПИНГАЛА, высушивает тело, пропитанное нектаром. Когда йогин, мыслительное начало ко-
торого находится под контролем, имеет возможность ограничить Луну и Солнце их собствен-ными местами, и если они так ограничены, то Луна не может изливать свой нектар и Солнце не может его высушить.
Если, далее, место нектара при помощи ВАЙЮ высушивается, то пробуждается КУНДАЛИ-НИ, вследствие недостатка дыхания, и шипит, подобно змее. Затем, пронизывая три узла, она бежит к САХАСРАРЕ и кусает ЧАНДРУ Луну в середине САХАСРАРЫ.
Затем начинает струиться нектар и орошает другую окрестность ЧАНДРЫ в АДЖНА-ЧАКРЕ. Из последней теперь все тело будет орошено нектаром."
Какой бы фантастической не показалась эта мистическая теория просвещенному читателю се-
годняшнего дня, она, однако, основана на фактах, которые раньше или позже может доказать себе каждый занимающийся. Например, что левая и правая сторона тела находятся под влия-нием Солнца и Луны. Несомненно, каждый человек, даже без упражнений в ЙОГЕ, немедленно может установить, что его дыхание всегда свободнее через одну ноздрю, чем через другую, при-
чем другая ноздря кажется более или менее "заложенной".
Но это не следует объяснять никакими заболеваниями, насморком или чем-либо подобным, потому что уже через два часа соотношение станет обратным - по-видимому закупоренная ноздря снова свободна, а другая "свободная", напротив, закупорена. Это соотношение регулярно сменяется через два часа, начиная с восхода Солнца, и указывает на состояние тела, зависящего от вечной смены солнечного и лунного дыхания положительного и отрицательного магнетичес-
кого потока.Чтобы уравновесить оба эти потока по отношению друг к другу и поддерживать тем самым тело в абсолютном здоровье, или вместо того, чтобы позволить потоку ПРАНЫ идти влево или вправо, войти в средний канал СУШУМНА, в спинном мозгу, надо постоянно уп-ражняться в этой САХИТА или СУКХА-ПУРВАКА, и медленно, представляя себе, что вдыха-емый поток не идет только через соответсвующую ноздрю, но идет через все тело, а главным образом, вдоль спинного мозга вплоть до копчика МУЛАДХАРА, откуда при задержке дыха-
ния он входит в средний канал и при выдохе поднимается вверх.