d9e5a92d

Другой метод


Согласно данным опыта, упражняющийся может направить свои мысли только на 1-2 секун-ды на какой-либо объект - в ближайшее время объект уже исчезает от его умственного зрения и когда упражняющемуся удается сконцентрировать свою мысль на предмете в течение 12 се-кунд, то он уже согласно "КУРМА-ПУРАНА", достиг шестой ступени йоги ДХАРАНА. Если вспомним, что концентрация должна продолжаться "пять ГХАТИКА 2 часа" - это без всякого сомнения покажет трудность такого упражнения.
Поэтому индийские учителя придумали более легкие формы медитации, при которых созна-ние не направлено столь долго в одну точку, но переходит от одной детали к другой. Наилуч-шим подспорьем для этого является ТРАТАКА - рассматривают какую-либо картину, лучше всего изображение божества.
Индийский пантеон имеет неисчерпаемую полноту глубокосодержательных символов, и хотя индийская религия признает единственного высшего Бога "одного без другого" и поэтому, как мы видели, весьма несправедливо считается языческой. Она обладает тысячами и тысячами божественных форм, которые все служат для этой цели, т. е. для того, чтобы удерживать на них сознание и тем самым иметь возможность овладеть им.
Предположим, что мы сидим перед такой картиной, например, перед Шри Кришной. Не мигая, мы смотрим сначала на его лицо, затем не прерывая мысли и не допуская посторонних мыслей на его руки, которые держат флейту, затем на его одежду, на его фигуру, на его ступни, принявшие танцевальную позу, затем, снова не прерывая мыслей, на его лицо и на его детали и т. д. во время всей медитации.
Это самая легкая форма медитации. Вторая ступень, которая непосредственно следует за только что описанной, состоит также в созерцании описанного выше образа, но с закрытыми глазами, мысленно, как если бы этот образ находился в середине сердца.
Существуют также другие, более сложные формы, но все они имеют нечто общее - чем слож-
нее объект созерцания, тем легче сосредоточить на нем ход мыслей, не позволяя им отвернуться в сторону.
Другой метод.
В оболочке большого тысячелепесткового цветка лотоса САХАСРАРА ПАДМА ты должен созерцать заключенной в нем меньших размеров двенадцатилепестковый лотос.
Его свет белый, он окружен большим, сияющим светом и его двенадцать БИДЖА семена, зародыши семян по порядку следующие: ХА, СА, КША, МА, ЛА, ВА, РА, ЙУМ, ХА, СА, КХА, ПХРЕМ.
Внутри оболочки его плода находятся три линии, которые образуют треугольник А-КХА-ТХА, который связан с тремя углами ХА-ЛА-КША и в котором пребывает ОМ-БИДЖА.
Созерцай там прекрасный трон с НАДА и БИНДУ, поверх которого на скамеечке для ног си-
дит ХАМ-СА.
На этом троне созерцай своего ГУРУ-ДЕВА, с двумя руками, трехглазого, в белой одежде и умащенного душистой пастой из белого сандала.
Увенчаного гирляндой из белых цветов и около него красную ШАКТИ. Посредством созерца-
ния своего ГУРУ-ДЕВА таким образом будет достигнута СТХУЛА-ДХЬЯНА.
Это вторая форма грубоматериальной медитации СТХУЛА-ДХЬЯНА - медитация о собст-
венном Учителе. Детали этого подлинного индийского представления, так же как и вышеуказан-
ной медитации, являются слишком сложными, чтобы их можно было кратко объяснить. Чита-тель найдет их подробное описание в книге Артура Авалона "Змеиная сила", в которой содер-
жится санскритский текст и комментарий к "ПАДУКА-ПАНЧАКА" "Пятиричная скамейка для ног Учителя" и которая содержит 20 страниц мелкого шрифта. Мы полагаем , что каждая из страниц требует хотя бы одну страницу комментариев, впрочем, читатель может утешиться тем, что эти подробности - например, значение 12 БИДЖА составленные надлежащим образом, они дают соответствующую МАНТРУ, которая сообщается ученику только его собственным Учите-
лем или треугольник А-КХА-ТХА и др., не обязательно требующиеся для каждой медитации.
Вот что говорит Абхайянанда Сарасвати о нахождении двенадцатилепесткового лотоса в сво-ей книге "Йогин Чаматхар": "ЙАХ ТАЛУ СТХАН КЕ УПАР МАСТИШЕК МЕН ХАИ", т. е. "он находится над нёбом в мозгу".
Точнее выражается Свами Шивананда: "Шишковидная железа, которую оккультисты рас-сматривают как телепатический орган, и считают местонахождением души, находится в САХА-


СРАРЕ", "ХАТХА-ЙОГА".
Парамахамса Йогананда говорит: "Продолговатый мозг является главным входом для снабже-
ния всего тела жизненной силой ПРАНА и непосредственно связан с силой воли человека, ко-
торая концентрируется в седьмом ЧХРИСТИ центре сознания КУТАСТХА в третьем глазе между бровями. Третий глаз точнее расположен в середине междубровья, в центре головы.

Космическая энергия затем накапливается в мозге, который является вместилищем бесконечных внутренних сил, в поэтическом выражении ВЕД - "тысячелепестковом цветке лотоса света". "Автобиография".
В связи с этим было бы напрасно спорить о местонахождении всех остальных ЧАКР, так как они находятся не в физическом, а в тонкоматериальном теле, а в физическом теле они только укоренены. Поэтому следует ближе описать связи между тонкоматериальными центрами "цвет-
ками лотоса" и их соответствиями "корнями" и "стеблями" в физическом теле.
Нижеследующее сопостовление - без притязания на окончательность - может разъяснить эту взаимосвязь, причем следует учитывать, что каждый цветок лотоса развивается и живет в трех сферах. Его чашечка находится в воздухе, его листья и стебель в воде, и корень в земле. Точно так же и каждый центр распространяется на три тела - его "чашечка" ЧАКРА находится в тон-
коматериальном теле, его "стебель" переплетение нервов в эфирном теле и его "корень" желе-
зы внутренней секреции в физическом теле.

"ЧАШЕЧКА"
"СТЕБЕЛЬ"
"КОРЕНЬ"
САХАСРАРА
Внешняя кора головного мозга
Шишковидная железа гландала пинзалес
АДЖНА
Плексус каверноуэс
Гипофиз гипофиз церебри
ВИШУДДХА
Плексус ларигеус
Щитовидная железа и околощитовид-
ные железы гландула тирсоидэз, глила паратирсоидэз
АНАХАТА
Плексус кардиакус
Тимус
МАНИПУРА
Плексус солярис
Поджелудочная железа пакраэс и надпочечники гландула супрарэпалес
СВАДХИСТХАНА
Плексус скранис
Яичники тэстикули оварна
МУЛАДХАРА
Плексус кокцигэус
Копчиковая железа гландула кохциза

Являются ли отдельные ЧАКРЫ действительно соответствующими, указанным нами, укоре-нениям, - например, соответствуют ли надпочечники МАНИПУРЕ, половые железы СВАД-
ХИСТХАНЕ и копчиковая железа МУЛАДХАРЕ, или их надо сместить все на одну ступень, - об этом можно спорить и при этом слишком поспешно смешивать половую энергию с КУНДА-
ЛИНИ, чьи местопребывания будут признаны одним и тем же. Против этого последнего предпо-
ложения, впрочем, говорит тот факт, что индийцы всегда без исключения связывают предста-тельную железу простата, которая, несомненно, принадлежит к половым железам конечно, только к мужским со СВАДХИСТХАНОЙ.
Как бы то ни было, нас интересует в этом сопоставлении тот факт, что эти тонкоматериаль-ные центры которые все находятся в канале СУШУМНА или с ним связаны являются протя-женными областями действия. С какого конца их не возбуждать - с "чашечки" или с "корня",
т. е. посредством дыхательных упражнений или сосредоточением мыслей, результат в принципе будет тем же самым. Точно так же, как солнечное тепло проникает от чашечки к корню цветка и оживляет его, или же вода достигает чашечки, исходя из корня, так обстоит дело и с этим мис-
тическим цветком лотоса - медитация направлена на "чашечку" т. е. она воздействует на одну из ЧАКР и затем переносит свое действие на корень, и обратное воздействие ПРАНЫ на желе-зу и на соответствующее нервное сплетение, достигает соответствующей ЧАКРЫ.
Если САХАСРАРА-ПАДМА "тысячелепестковый цветок лотоса" имеет свой физический корень в шишковидной железе, то тем самым этот двенадцатилепестковый лотос находится под шишковидной железой и находится в последней. На этом основании, вероятно, Свами Шива-
нанда называет этот лотос ЛАЛАТА "язычок", хотя это название теоретически относится к второстепенной ЧАКРЕ в язычке УВУЛА.
Эта ЛАЛАТА находится в связи с АДЖНА-ЧАКРОЙ, - однако, слово АДЖНА означает при-
казание и указывает на наставления, которые ученик может получать непосредственно от Учи-
теля, если он концентрируется на АДЖНА-ЧАКРЕ.
Отсюда вытекает точное различие положений отдельных ЧАКР. Их существует по крайней мере четыре между АДЖНА и САХАСРАРА, но практически они вряд ли имеют значение, так как ПРАНА во всяком случае находит правильный путь к нужному центру, как только сознание правильным образом концентрируется на этом.

  1. ДЖИОР-ДХЬЯНА "Световая медитация"

Гхеранда сказал:
Грубоматериальная медитация тебе объяснена, слушай теперь о световой медитации, пос-
редством которой достигается успех СИДДХИ как в ЙОГЕ, так и в познании себя АТМАН.
ПРАТЬЯКША "прямо перед глазами" - видение лицом к лицу как результат медитации.
В МУЛАДХАРЕ находится КУНДАЛИНИ в образе змеи. Там пребывает ДЖИВАТМА инди-
видуальное сознание в форме копьевидного пламени.
Медитируй об этом пламени как о БРАХМАНЕ - это является еще большая световая меди-



Содержание раздела