d9e5a92d

КЕВАЛИ


Остальные темпы следует упорядочить согласно определенному ритму, и именно, в отноше-нии: 1 вдох, 4 задержка, 2 выдох, который всегда следует сохранять. После достаточной практики эти числа, без изменения их соотношения, постепенно увеличиваются.

Однако, здесь не сам ритм как таковой играет важнейшую роль, потому что под ритмом понимают равномер-ное повторение одного и того же напряжения. Следовательно, должно иметь место одного и того же перерыва, одно и то же силовое действие, что однако, не имеет место в данном случае. Если мы сравним времена темпы, в течение которых легкие наполнены КУМБХАКА, или за-держка дыхания с временами вдоха и выдоха, то мы получим следующее соотношение:
4 с воздухом : 3 вдох и выдох.
Правильная последовательность получается только тогда, есди мы еще вставим один темп. Например: 16 вдох : 64 задержка : 32 выдох : 16 с пустыми лёгкими и т. д., что, однако, не предписано.
Следовательно, это не является ритмом, это, очевидно, растяжение или удлинение дыхатель-ного процесса, как уже было установлено. Это растяжение предпринимается отныне с двумя це-
лями: удлинение задержки дыхания с воздухом и без него.
С воздухом: вдох - 16 МАТР, задержка - 64, выдох - 32.
Без воздуха: вдох - 16, выдох - 32, задержка - 64 и т. д.
В литературе этот второй вид задержка дыхания без воздуха только упоминается без даль-нейших подробностей в "РАДЖА-ЙОГЕ" Свами Вивекананды и в "КУНДАЛИНИ-ЙОГЕ" Сва-ми Нарайананды, как и в "ПРАНАЯМЕ" Свами Шивананды Сарасвати. Однако, это разделение процесса дыхания с целью удлинения КУМБХАКИ, является настоящей тайной всей техники дыхания.
Так же и Патанджали в своей "ЙОГА-СУТРЕ" определяет ПРАНАЯМУ как разделение про-цесса вдоха и выдоха.
Мы обращаем на это внимание читателя, что употребленное здесь слово ВИЧХЕДАХ в пер-
вой строке означает "расщепление, разрубливание, просверливание, разделение на части, разде-
ление на части, разъединение, разбирание" и только в седьмом значении "уничтожение, прекра-
щение" как это обычно переводится, причем в последнем смысле растяжение полностью теря-
ется.
Разделение вдоха и выдоха выступает лишь в качестве указания в этой САХИТА, но впослед-нх трёх видах дыхания оно специально развивается.
Ближайший шаг - пробуждение КУНДАЛИНИ - вводится посредством УДДЖАЙИ 5, при котором как можно более удлинение вдоха тесно связанное с этим сосредоточение мыслей иг-
рает наибольшую роль. КУНДАЛИНИ пробуждается посредством остроконечного пламени УДДИЯНА-БАНДХА.
Чтобы освоить путь для этого пламени через три узла, вместе с УДДЖАЙИ еще тщательно выполняется трехкратная БХАСТРИКА 6 и именно с концентрацией во время задержки дыха-
ния на каждом из этих узлов - в МУЛАДХАРА собственно, на сильно выдающимся позвонке между кресцовой и копчиковой костями, в области между МАНИПУРА и АНАХАТА на вы-соте солнечного сплетения, где у каждого занимающегося ЙОГОЙ имеется заметное утолщение позвоночника и между ВИШУДДХА и АДЖНА утолщение шейного позвонка. Вместе с УДДЖАЙИ, кроме того, производится, так называемая, БАНДХА ТРАЙЯ трехкратное замыка-
ние: при вдохе выполняется МУЛА-БАНДХА, при задержке дыхания еще ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА и после выдоха все три - МУЛА, ДЖАЛАНДХАРА и УДДИЯНА.
В качестве первого признака и успеха ощущается сильный жар, как будто от расплавленного и находящегося в позвоночнике металла. Этот жар охватывает также все тело и поднимается, в особенности посредством повторяющейся БХАСТРИКИ, и позже посредством только одного сосредоточения мыслей, но может как бы исходить из отдельных ЧАКР, которые ощущаются как центры концентрации. Жар - тибетские монахи называют его ТУММО психическое теп-
ло - вызывает созерцание цветков лотоса ЧАКР, которые нормальным образом только после, примерно, одного миллиона лет достигли бы необходимого развития, чтобы дать возможность духовным потокам, осуществляющим мистическое соединение с Богом, произойти без вреда.
В ноябре 1943 года, после того, как дома одного квартала в следствие зажигательных бомб, сброшенных с самолетов во время воздушных налётов, стояли в бушующем пламени примерно 36 часов, в их непосредственной близости полностью расцвели каштаны и кусты сирени явле-ние, которое в природе потребовало бы несколько недель нормального весеннего солнца!.


Перейдем теперь к следующему дыхательному упражнению нашей последовательности - к БХРАМАРИ 7. Набранный посредством УДДЖАЙИ в лёгкие вдох, переходит теперь в новую стадию. Вместо глубокой концентрации мыслей, которая характеризует этот способ дыхания, вдох постепенно и автоматически переходит в задержку дыхания - она удлиняется так, что пауза с воздухом в лёгких наступает сама собой и Yохраняется некоторое время. Это уже при-
надлежит к ЛАЙЯ-ЙОГЕ, как особая практика "прислушивания к звуку АНАХАТА".
С точки зрения дыхания, этот вдох автоматически переходящий в задержку дыхания, состав-
ляет первую часть КЕВАЛИ, которая принадлежит к РАДЖА-ЙОГЕ. Вторая часть есть, следо-
вательно, МУРЧХА 8, для которой, наоборот, характерен выдох, переходящий в заключитель-
ную паузу без воздуха в лёгких. "Обморок" состоит в этом отношении только в притуплении чувств посредством поднимающегося и теряющегося в КУМБХАКЕ без воздуха в лёгких вы-
дохе.
Каждый, кто подвергался наркозу, знает, что под действием анестезирующих средств, его те-ло дольше вдыхает и выдыхает.
Также и обратно - чтобы ввести себя в состояние анестезии, освободить свое сознание от впе-
чатлений органов чувств, достаточно постоянно удлинять выдох, пока остаточный воздух, кото-
рый, подобно зверю, вцепится в тело, из-за страха перед этим непревычным "обмороком" так же не будет выдохнут. Тогда астральное тело выходит из физического и наступает "экстаз".
Если вдох, растянутый до КУМБХАКИ с воздухом в лёгких, является характерным призна-ком концентрации, то выдох, переходящий в КУМБХАКУ без воздуха в лёгких, есть признак медитации. Эти два упражнения, ведущие к экстазу САМАДХИ, образуют вместе высшую ступень духовного упражнения, так называемую САМЬЯМА, характерную для РАДЖА-ЙОГИ и достигаемую посредством последнего и самого высшего вида дыхания - КЕВАЛА-КУМБХАКА 9, или просто КЕВАЛИ.
В нем содержится наибольшая тайна индийской техники дыхания, которая находит в "БХА-
ГАВАД-ГИТЕ" своё наиболее точное описание: "Так приносят жертву также другие, высочай-шей целью которых является удлинение дыхания ПРАНАЯМА, которая, заключая токи ПРА-
НЫ и АПАНЫ, ПРАНЫ в АПАНЕ и АПАНЫ в ПРАНЕ."
Шри Шанкара комментирует этот стих следующим образом: "Жертвовать ПРАНУ в АПАНЕ означает ПУРАКА-ПРАНАЯМУ удлинение вдоха, жертвовать АПАНУ в ПРАНЕ означает РЕЧАКА-ПРАНАЯМУ удлинение выдоха. Поток ПРАНЫ исходит изо рта и носа, поток АПА-
ны идет в противоположном направлении вниз. Эти оба потока, заключенные друг в друге, имеют целью КУМБХАКУ-ПРАНАЯМУ удлинение задержки дыхания."
Вот что говорит Патанджали: "Четвертый вид дыхания т. е. КЕВАЛИ есть тот, который об-ласть вдоха и выдохаимеет перед глазами." "ЙОГА-СУТРА", II, 51.
В то время, как большая часть книг слово "АКШЕПИ" шаблонно переводит "переход за", оно происходит от глагола "А-КШИП", чье главное значение есть "отбрасывать, бросать взгляд", и означает "имея перед глазами"!
Из этого значения вытекает однозначно техника КЕВАЛИ которую Парамахамса Йогананда описывает так: "Пусть вами осознается вдох и выдох:
а Когда вы это выполняете, не делайте принужденным ни вдох, ни выдох. Дышите естествен-но, только наблюдайте процесс вдоха и выдоха, повторяя при этом мысленно ХАМ и СА.

Когда дыхание прекратится само собой, в лёгких или снаружи, подождите, пока оно снова не польется само собой.
б Обратите внимание на то, что целью этого упражнения является естественным образом уд-
линять паузы, когда нет течения дыхания. Когда дыхание само собой входит и не сразу выхо-дит, подождите и насладитесь состоянием бездыханности. Когда дыхание снова выходит, ска-
жите мысленно СА… Когда дыхание вытекает и прекращается, подождите и насладитесь этим состоянием, пока дыхание не захочет снова втекать.
в Сосредоточте ваше внимание на паузе, когда прекращается дыхание, не вызывая насильст-
венно это бездыханное состояние.
г Посредством наблюдения за процессом дыхания, отделите ваше Я от него и узнайте, что те-
ло только частично существует посредством дыхания.
Целью этого упражнения является не только контроль над ритмом пульса, но также и дыха-ние и сердечная деятельность, чтобы обратить внимание на Бога и наслаждаться экстазом, кото-
рый возникает посредством единения с Ним."
Непосредственным следствием этого наблюдения за процессом дыхания, которому учил уже Будда, является овладение сердцебиением, которое по желанию убыстряется, замедляется и мо-жет быть совсем временно, конечнопроводится в неподвижном состоянии. Другим и гораздо более важным следствием является овладение деятельностью чувств, отделение сознания от чувственных объектов ПРАТЬЯХАРА.
Парамахамса Йогананда говорит далее: "Успокоение сердца выключает энергию пяти теле-фонных чувств: осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения, потому что сердце является вторым распределительным щитом главным распределительным щитом является продолговатый мозг -



Содержание раздела