оказывали всестороннюю медицинскую помощь женщинам, почувствовали себя уязвленными и оскорбленными, как если бы мы обвинили их в низком качест- ве оказываемой ими помощи, что совсем не обязательно. Сопротивление ока- зывается и по финансовым причинам. Если появятся врачи, специализирующи- еся на лечении женщин, к кому, как вы думаете, начнут обращаться пациен- ты-женщины?"
В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА
"Несомненно, современная медицина достигла огромных успехов в оказа-
нии экстренной медицинской помощи", - говорит Александра Тодд, доктор
философии, автор книги "Близкое противостояние: культурный конфликт меж-
ду врачами и пациентами". "Пациентки жалуются на безличное отношение
врачей, озабоченных только технической стороной лечения", - отмечает
она. Д-р Тодд, которая в течение двух с половиной лет изучала взаимоот-
ношения гинекологов и их пациенток, сообщает, что большинство женщин, с
которыми она беседовала, давали низкую оценку качеству получаемой ими
медицинской помощи. "Хотя они часто с благодарностью упоминали об от-
дельных врачах и медицинских работниках среднего звена, у них имелся
большой опыт отрицательного общения, оставившего чувство глубокого недо-
вольства", - отмечает она.
Нельзя сказать, что сейчас нет замечательных врачей. Чтобы определить
качества идеального врача, д-р Мангелз обследовала работу более 200
частнопрактикующих специалистов, к которым за более чем 20-летний период
не было никаких претензий. В ходе другого исследования она беседовала с
членами семей более 250 пациенток, чтобы выяснить, почему они обращались
с жалобами на своих врачей. Полученные результаты послужили дополни-
тельным материалом для создания образа идеального врача. Помимо желания
иметь сочувствующего и компетентного врача, женщины хотели, чтобы их
врач был учтивым и обходительным и находил время отвечать на их вопросы.
В наши дни женщины хотят, чтобы к ним обращались как к равным по ин-
теллекту, замечает д-р Джонсон. "Они говорят своим врачам: "Это мое те-
ло, я знающий человек, я читаю, я слушаю, я любознательна, и я пришла к
вам, чтобы получить совет".
"Нет ничего хуже, чем врач, который ведет себя так, как будто не мо-
жет поверить, что вы способны задать такой вопрос, - полагает д-р Ман-
гелз. - Никому не понравится, если его принимают за глупца".
"В обязанности каждого врача входит сообщать пациенту информацию,
чтобы он мог участвовать в принятии решения", - настаивает д-р Джонсон.
"Причем врачам не следует использовать медицинский жаргон, - добавляет
д-р Мангелз. - Во всех случаях, но особенно в ситуациях, когда под угро-
зой оказывается сама жизнь больного, врачи должны сообщить подробные
сведения о болезни, о различных существующих способах лечения и пос-
ледствиях лечения", - предупреждает она.
Д-р Джонсон добавляет: "Женщины не хотят, чтобы врачи говорили им:
"Пусть вас это не беспокоит. Предоставьте мне позаботиться о вас". В на-
ши дни пациенты хотят получать информацию, чтобы принимать участие в вы-
работке решения".
Как это выглядит на практике?
Одна молодая мама рассказывает, что педиатр, наблюдающий ее сына,
всегда привлекает ее к участию в процессе диагностирования. "Он говорит:
"Посмотрите внутрь этого уха. Видите, какое оно розовое и хорошее? Те-
перь посмотрите в это. Видите, какое оно покрасневшее?" Или он показыва-
ет мне налеты в горле моей дочки, - продолжает она. - Каждый раз, когда
я обращаюсь к нему, я ползаю урок по медицине, и мне это очень нравит-
ся".
Пациентам необходимо знать, что если они обращаются к врачу, то могут
рассчитывать на ответные посещения врача. Это свидетельствует о действи-
тельной заинтересованности врача в скорейшем выздоровлении больного. Од-
на женщина рассказывала, что во время болезни ее дочки (у той был гепа-
тит), врач посещала их фактически каждый день, чтобы проследить, нас-
колько успешно идет выздоровление. "Я была чрезвычайно тронута таким
вниманием", - признается она.
Женщины ценят, когда врачи не заставляют их долго ждать. Опросы неиз-
менно показывают, что многие пациенты не переносят многочасового ожида-
ния в приемной. Одно из исследований, выполненное в Спокане, штат Ва-
ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Но женщины также несут ответственность за то, как сложатся их отноше- ния с врачами. "Женщинам надо быть менее пассивными, они должны задавать вопросы, чтобы понять ситуацию и чтобы их согласие на определенный метод лечения было согласием информированного человека, - замечает д-р Тодд. - Они должны научиться настаивать на том, чтобы их выслушали. Врачам необ- ходимо пересмотреть сложившееся, часто непродуманное, отношение к паци- енткам, освоить новый язык для обсуждения проблем здоровья женщины". Как говорит д-р Мангелз: "Я не считаю, что во всем виновата плохая медицина. Плохо обстоит дело с межличностным общением. Пациентке следует дать врачу понять, чего она ждет от их взаимоотношений, и четко заявить о том, что она хочет играть активную роль в дуэте врач - пациент и де- лить ответственность за лечение". "Чтобы быть уверенной в том, что ваши отношения с врачом будут носить такой характер, который вас устраивает, вам надо вначале побеседовать с врачом, у которого вы предполагаете наблюдаться. И сделать это необходи- мо, когда вы в добром здравии, а не тогда, когда вы плохо себя чувствуе- те, - подчеркивает д-р Джонсон. - Узнайте, каких взглядов придерживается врач, как складываются у вас контакты с ним, одинаково ли вы смотрите на характер отношений врача и пациента и как он или она общаются с вами". См. также: Гинекологи.