d9e5a92d

В поисках идеального врача


оказывали всестороннюю медицинскую помощь женщинам, почувствовали себя уязвленными и оскорбленными, как если бы мы обвинили их в низком качест- ве оказываемой ими помощи, что совсем не обязательно. Сопротивление ока- зывается и по финансовым причинам. Если появятся врачи, специализирующи- еся на лечении женщин, к кому, как вы думаете, начнут обращаться пациен- ты-женщины?"

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА

"Несомненно, современная медицина достигла огромных успехов в оказа- нии экстренной медицинской помощи", - говорит Александра Тодд, доктор философии, автор книги "Близкое противостояние: культурный конфликт меж- ду врачами и пациентами". "Пациентки жалуются на безличное отношение врачей, озабоченных только технической стороной лечения", - отмечает она. Д-р Тодд, которая в течение двух с половиной лет изучала взаимоот- ношения гинекологов и их пациенток, сообщает, что большинство женщин, с которыми она беседовала, давали низкую оценку качеству получаемой ими медицинской помощи. "Хотя они часто с благодарностью упоминали об от- дельных врачах и медицинских работниках среднего звена, у них имелся большой опыт отрицательного общения, оставившего чувство глубокого недо- вольства", - отмечает она. Нельзя сказать, что сейчас нет замечательных врачей. Чтобы определить качества идеального врача, д-р Мангелз обследовала работу более 200 частнопрактикующих специалистов, к которым за более чем 20-летний период не было никаких претензий. В ходе другого исследования она беседовала с членами семей более 250 пациенток, чтобы выяснить, почему они обращались с жалобами на своих врачей. Полученные результаты послужили дополни- тельным материалом для создания образа идеального врача. Помимо желания иметь сочувствующего и компетентного врача, женщины хотели, чтобы их врач был учтивым и обходительным и находил время отвечать на их вопросы. В наши дни женщины хотят, чтобы к ним обращались как к равным по ин- теллекту, замечает д-р Джонсон. "Они говорят своим врачам: "Это мое те- ло, я знающий человек, я читаю, я слушаю, я любознательна, и я пришла к вам, чтобы получить совет". "Нет ничего хуже, чем врач, который ведет себя так, как будто не мо- жет поверить, что вы способны задать такой вопрос, - полагает д-р Ман- гелз. - Никому не понравится, если его принимают за глупца". "В обязанности каждого врача входит сообщать пациенту информацию, чтобы он мог участвовать в принятии решения", - настаивает д-р Джонсон. "Причем врачам не следует использовать медицинский жаргон, - добавляет д-р Мангелз. - Во всех случаях, но особенно в ситуациях, когда под угро- зой оказывается сама жизнь больного, врачи должны сообщить подробные сведения о болезни, о различных существующих способах лечения и пос- ледствиях лечения", - предупреждает она. Д-р Джонсон добавляет: "Женщины не хотят, чтобы врачи говорили им: "Пусть вас это не беспокоит. Предоставьте мне позаботиться о вас". В на- ши дни пациенты хотят получать информацию, чтобы принимать участие в вы- работке решения". Как это выглядит на практике? Одна молодая мама рассказывает, что педиатр, наблюдающий ее сына, всегда привлекает ее к участию в процессе диагностирования. "Он говорит: "Посмотрите внутрь этого уха. Видите, какое оно розовое и хорошее? Те- перь посмотрите в это. Видите, какое оно покрасневшее?" Или он показыва- ет мне налеты в горле моей дочки, - продолжает она. - Каждый раз, когда я обращаюсь к нему, я ползаю урок по медицине, и мне это очень нравит- ся". Пациентам необходимо знать, что если они обращаются к врачу, то могут рассчитывать на ответные посещения врача. Это свидетельствует о действи- тельной заинтересованности врача в скорейшем выздоровлении больного. Од- на женщина рассказывала, что во время болезни ее дочки (у той был гепа- тит), врач посещала их фактически каждый день, чтобы проследить, нас- колько успешно идет выздоровление. "Я была чрезвычайно тронута таким вниманием", - признается она. Женщины ценят, когда врачи не заставляют их долго ждать. Опросы неиз- менно показывают, что многие пациенты не переносят многочасового ожида- ния в приемной. Одно из исследований, выполненное в Спокане, штат Ва-


шингтон, организацией, занимающейся сбором статистических данных по женскому здравоохранению, показало, что женщины спокойно ожидают приема только в течение примерно 20 минут после назначенного им времени. Если приходится ждать больше, они очень нервничают. Одна из женщин рассказывает, что сменила гинеколога, потому что обыч- но в его приемной приходилось сидеть не меньше 45 минут. "Может быть, я продолжала бы наблюдаться у него, если была бы уверена, что он тщательно проводит осмотр, - говорит она. - Но он два раза нажмет на грудь, нес- колько минут потратит на все остальное, и это все. Если у меня возникали вопросы, на которые мне необходимо было получить ответ, я чувствовала его раздражение".

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Но женщины также несут ответственность за то, как сложатся их отноше- ния с врачами. "Женщинам надо быть менее пассивными, они должны задавать вопросы, чтобы понять ситуацию и чтобы их согласие на определенный метод лечения было согласием информированного человека, - замечает д-р Тодд. - Они должны научиться настаивать на том, чтобы их выслушали. Врачам необ- ходимо пересмотреть сложившееся, часто непродуманное, отношение к паци- енткам, освоить новый язык для обсуждения проблем здоровья женщины". Как говорит д-р Мангелз: "Я не считаю, что во всем виновата плохая медицина. Плохо обстоит дело с межличностным общением. Пациентке следует дать врачу понять, чего она ждет от их взаимоотношений, и четко заявить о том, что она хочет играть активную роль в дуэте врач - пациент и де- лить ответственность за лечение". "Чтобы быть уверенной в том, что ваши отношения с врачом будут носить такой характер, который вас устраивает, вам надо вначале побеседовать с врачом, у которого вы предполагаете наблюдаться. И сделать это необходи- мо, когда вы в добром здравии, а не тогда, когда вы плохо себя чувствуе- те, - подчеркивает д-р Джонсон. - Узнайте, каких взглядов придерживается врач, как складываются у вас контакты с ним, одинаково ли вы смотрите на характер отношений врача и пациента и как он или она общаются с вами". См. также: Гинекологи.



Содержание раздела