d9e5a92d

Выработка чувства слабого тепла.


Как научиться испытывать нужное ощущение при занятиях АТ? Рассмотрим два приема.
1. Выработка ощущений чувства тяжести. Вы сидите или стоите.

Руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам; ладони обращены кверху. На левую руку положите дветри книги и через однудве минуты снимите их. Сделайте руками движения, как будто взвешиваете книги. При этом должно появиться ощущение, что правая рука тяжелее левой. Происходит это потому, что когда вы на левой руке держали груз, в соответствующей зоне коры головного мозга возник очаг возбуждения, из которого шли более сильные импульсы к левой руке, чтобы обе руки уравновесились.

После снятия груза этот очаг еще некоторое время сохранялся и посылал повышенные импульсы в сторону левой руки, отсюда ощущение легкости левой руки и соответственно тяжести правой.
Это ощущение рекомендуется запомнить.
2. Выработка чувства слабого тепла. Для этого нужно два участника.

Один сидит с закрытыми глазами и держит руки на коленях ладонями вверх. Другой осторожно подносит свою ладонь к ладони товарища.

Воздух между ладонями согревается, и первый начинает чувствовать тепло. Ему предлагается отгадать, какая из рук теплее.
Легкое тепло, которое появится у первого, будет точно соответствовать тем ощущениям, которые он должен испытать в процессе занятий АТ.
Проследим последовательность ощущений. Приняв любую удобную позу и закрыв глаза, старайтесь отключиться от посторонних мыслей. Для этого можно представить приятную картину: лес, спокойное озеро, цветущий луг; можно включить магнитофон с тихой музыкой.

По мере успокоения начинайте расслаблять мышцы. Снижение мышечного тонуса
субъективно воспринимается как появление чувства тяжести. Снижение мышечного напряжения сопровождается расширением сосудов и притоком крови, о чем свидетельствует появление чувства тепла. Значит, вы расслабились, наступает тормозная фаза, появляется чувство легкой дремоты.

Самое время начинать произносить слова лечебных самовнушений.
По мере освоения АТ время, затраченное на появление тормозной фазы, укорачивается. Для некоторых достаточно двухтрех минут, чтобы появились нужные ощущения.

Время на произнесение формул лечебных самовнушений сокращать не рекомендуется.
Итак, два периода занятий проведены. Наступает третий период восстановления тонуса, избавления от дремоты. Для этого сделайте глубокий полный вдох и одновременно поднимите руки вверх, затем с выдохом резко опустите их и откройте глаза.

При этом мысленно можно произнести приказ на тонизацию.
Во время занятий могут возникнуть необычные ощущения: чувство удлинения рук или руки, набухания пальцев, легкие покалывания и т. д. Пусть вас это не пугает: такие ощущения называют аутогенетическими разрядами, и они совершенно безвредны. Засыпать во время проведения сеанса АТ нежелательно.
Тем, кто готовится сдавать экзамены или выступать на соревнованиях, предлагаем формулы самовнушений, которые помогут вам мобилизовать свои силы и поднять жизненный тонус.
1. Я хорошо отдохнул и набрался сил… 2. Быстро проходит расслабленность… 3. Тело наливается силой… 4. Появляется напряженность мышц лица… 5. Лицо выражает волю и решитель ность… 6. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы рук… туловища… ног… 7. Все тело стало сильным и крепким… В. Дыхание свобод ное и глубокое… 9. Сердце бьется ритмично и спо койно… 10. Голова ясная и светлая… 11. Мне хочется встать и двигаться… 12.

Я готов к действиям… 13. Встать!
Вы открыли глаза и встали. Теперь можно сделать 8 глубоких ритмичных дыханий (см. Утреннюю психофизическую зарядку) и массаж ушей.

После этого обязательно ощутите бодрость и прилив сил.
Идея аутогенной тренировки Иоганна Шульца была подхвачена и дополнена многими психотерапевтами и другими энтузиастами самосовершенствования различных стран мира. Среди них был ученик И. Шульца Д. МюллерХегеман.
Свой метод АТ он основал на данных А. Г. ИвановаСмоленского о вегетопантомимических связях. Суть их заключается в том, что горе, радость, озабоченность, чувство удовлетворения все это отражается в мимике.



Следовательно, существует и обратная связь: если путем тренировки научиться владеть своим лицом, то таким образом можно влиять на свое психическое состояние. Так, если при угнетенном настроении «сделать» счастливое выражение лица, изображать радость, то через некоторое время депрессивное настроение может исчезнуть.
Формулы самовнушений Д. МюллерХегеман предлагал составлять в виде самоубеждения, то есть вместо приказного Я совершенно спокоен Пусть я буду совершенно спокоен.
Среди советских авторов АТ наиболее известны А. Г. Беляев, А. В. Алексеев, Л. Д. Гиссен.

ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
И. Гете: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует».
Предлагаемый психоэнергетический вариант АТ применяется с лечебной целью. С его помощью можно быстро снять боль в сердце, предотвратить начинающийся насморк, уменьшить или избавиться от любых болей или неприятных ощу щений в любом участке тела, в любом органе. Конечно, это не панацея от всех болезней. Посредством его нельзя вылечить опухоль, но уменьшить при ней боль возможно.

Этот метод АТ может повысить сопротивляемость организма, усилить действие медикаментозного лечения. Он порой незаменим, если врачебная помощь опаздывает, а под рукой нет лекарств.

Если вы решили овладеть этим вариантом АТ, целесообразно вначале позаниматься по классической системе И. Шульца и овладеть 1й нижней ступенью его аутогенной тренировки, хотя психоэнергетическим вариантом можно пользоваться и самостоятельно.
Предлагаемый вариант включает некоторые элементы и второй, высшей ступени АТ по И. Шульцу, поэтому мы хотя бы коротко рассмотрим суть упражнений этой его ступени.
Вначале Иоганн Шульц рекомендует научиться длительно (не менее 20 минут) находиться в состоянии дремоты и только после этого приступать к упражнениям.
Надо сказать, что созданная в начале XX века АТ Шульца имела оппонентов, подвергалась критике, но тем не менее с ее высшей ступенью познакомиться интересно.
1е упражнение. Занимающийся, находясь в состоянии аутогенетического погружения, старается мысленно «видеть» световые пятна, выделять из них одно и удерживать его некоторое время.
2е упражнение. Занимающийся учится «видеть» заранее заданный цвет.

При этом надо помнить, что тона от красного до желтого ассоциируются с теплом: зеленый и голубой с состоянием покоя; синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, а черный и темнокрасный мрачности, депрессии.
Умение вызвать и удержать перед внутренним взором определенный цвет помогает создавать нужный эмоциональный фон.
3е упражнение. Оно заключается в умении «видеть» вещи, предметы и даже самого себя.

Достигается это путем длительных упражнений.
4е упражнение. Занимающийся отрабатывает способность придавать какимлибо абстрактным понятиям конкретное содержание.

Например, слово свобода у него «ассоциировалось с белой лошадью, скачущей по прерии»,  писал в своей работе И. Шульц.
5е упражнение. Занимающийся должен уметь «видеть кинофильм», то есть представлять динамические картины и видеть себя в них.

Он должен эмоционально реагировать на эти события, переживать их. Например, можно представить себя на берегу бушующего моря, во время праздничной демонстрации и т. д.
6е упражнение. В различных ситуациях занимающийся уже «видит» не только самого себя, но и других людей.
7е упражнение. Оно, по мнению И. Шульца, самое главное и заключается в умении видеть ряд картин, отвечающих на вопросы чисто психологического порядка.

Так, на вопрос: «Кто я?» можно видеть ряд картин, которые должны ответить на этот вопрос, при этом наступает «аутогенетическая нейтрализация», то есть гасятся психотравмирующие факторы, вызвавшие заболевание.
На каждое из семи упражнений затрачивается 1020 недель, а на овладение всей высшей ступенью АТ уходит около года. Нетрудно заметить, что все семь упражнений затраги
вают глубины подсознательного мышления. В отличие от первой ступени АТ упражнения высшей ступени могут отрабатываться изолированно.

То есть, когда все семь упражнений освоены, можно поработать над любым упражнением в любой последовательности.
Итак, если первая ступень АТ предназначена для воздействия с лечебной целью на вегетативную нервную систему, обслуживающую работу всех внутренних органов, то вторая ступень АТ, по И. Шульцу, служит для выработки умения вызывать мысленно те или иные образные картины.
Психоэнергетический вариант АТ предлагает приемы воздействия на вегетативную нервную систему, а также на тот или иной орган или участок тела. Кроме того, он дополнен специальным видом дыхательных упражнений.

Методика проведения психоэнергетического варианта АТ
Закройте глаза и сделайте полный вдох через слегка приоткрытый рот. Задержите дыхание на 35 секунд, чтобы сосредоточиться.

Закройте рот и начинайте выдыхать воздух через нос и через сжатую голосовую щель так, чтобы получился тихий шипящий звук, исходящий из гортани. Выдыхайте как можно медленнее, одновременно представляя, будто в том месте, где вас беспокоят болезненные ощущения, краснеет тлеющий уголек (какой бывает в потухающем костре). Представляйте, что по мере выдыхания воздуха уголек разгорается, становится все ярче и от него начинает исходить тепло.

Сделайте несколько вдоховвыдыханий: уголек становится все краснее, а тепло сильнее. Постарайтесь ощутить это тепло и представить себе исходящий от уголька красноватый свет.



Содержание раздела