d9e5a92d

Дел слишком много, я не всесилен.


Индикаторы нездоровых и деструктивных игр
Я уже упомянул несколько не слишком забавных игр, в которые нам иногда приходится играть в сфере питания. Они снижают качество жизни, а если их вовремя не обуздать, создадут ощущение бессмысленности и тщетности всех усилий. Близки ли вам эти игры? Ниже приведен их краткий список.

Изучите собственные игры, определите, улучшают ли они вашу физическую форму, придают ли энергии и чувства уверенности в себе. Выявите игры, сводящие на нет ваши усилия и препятствующие достижению успеха.

Поскольку в наш список входит лишь несколько возможных игр, задумайтесь и выявите другие бесполезные игры, играющие с вами.
Что такое фрейм-игра?
Бесполезные фрейм-игры

Беспомощность
Я не в силах что-либо изменить. Я жертва генетического наследия, воспитания, семейных традиций и т. д. Я не в состоянии изменить свой вес, привычки, связанные с питанием и физическими упражнениями и т. д.
Раздражительность
С какой стати столько трудиться только для того, чтобы похудеть? Это несправедливо.
Паранойя
Все эти врачи, диеты, средства массовой информации и т. д. преследуют меня, заставляют увлекаться модными новинками.
Порицание
Если бы не моя мать (отец, учителя, муж и т. д.)... Во всем виноваты рекламные ролики и рестораны, где готовят такую аппетитную еду.
Чрезмерная ответственность
Я в ответе за все, вот почему я питаюсь именно так. Я должен снимать стресс. Мне приходится расхлебывать кашу, которую заваривают другие, а потом успокаиваться с помощью еды.
Стресс
Без определенной пищи я не могу испытать чувство облегчения или комфорта. Дел слишком много, я не всесилен.

Классификация игр
Если вам случалось обсуждать с другом или близким человеком проблемы контроля за весом, диеты с понижен-
Мир фрейм-игр
ным содержанием жиров и не встретить поддержки, значит, этот человек втянул вас в игру. Вы общались, подразумевая каждый собственную игру, но не замечая игры собеседника.

Оба полагали, что собеседник готов к игре, но постепенно возникло несоответствие. Все действия только подчеркивали, что вы находитесь на различных позициях, играя в разные игры.
А теперь предположим, что вы задумались о фрейме собеседника, ставшем причиной несоответствия:
«Ну вот, опять пустая болтовня. Ни к чему она не
приведет»;
«Надо принимать свой вес таким, каков он есть, и не
пытаться что-либо изменить это тщетно»;
«Диеты и программы неэффективны». При таком отношении поведение близкого человека или друга приобретает конкретный смысл. В сущности, можно сказать, что ему приходится вести себя и говорить именно так, а не иначе.

При подобном фрейме он не в состоянии выбирать игру, поскольку не «видит» происходящее так же, как вы, и не может принять вашу точку зрения.
Очень многие люди пытаются хоть каким-нибудь способом изменить свой уровень энергии и вес, но безуспешно. Это свидетельствует о том, что нам свойственно играть в неэффективные, бесполезные и даже деструктивные игры. Даже когда нам удается покончить с одними вредными, опасными и никчемными играми, мы тут же увлекаемся новыми. Игра «Беспомощная скулящая жертва» особенно вредна, как и игра «Я ничего не могу поделать, я не в силах контролировать свой вес».

Такие нездоровые фреймы порождают бесполезные фрейм-игры.
В какие бесполезные игры вы играете сейчас? Чтобы выяснить это, просто обратите внимание на свое душевное со-
Что такое фрейм-игра?
стояние в связи с едой, самоконтролем, здоровыми привычками, физическими упражнениями и т. д.
Что вы об этом думаете?
Что приходит вам в голову?
Возникает ли у вас ощущение, что почти бесполезно принимать решительные меры, стараться выглядеть и чувствовать себя иначе, придерживаться нового подхо-» да и превращать его в свой образ жизни?
Достаточно ли у вас чувства собственного достоинства и уверенности в себе, чтобы добиться этого?
В какие игры вы играете мысленно, со своими размышлениями, чувствами, поведением?


«Состояния» и фрейм-игры
Существует прекрасный способ выявления присутствующих в нашей жизни игр, связанных с едой. Для этого необходимо изучить свое отношение или позицию. Я пользуюсь термином «состояние», имея в виду всю совокупность ментального, эмоционального и поведенческого опыта в конкретный момент времени.

Вы возбуждены? Подавлены?

Вы охарактеризовали бы свое состояние как стрессовое, раздраженное, приятное, игривое или какое-то иное?
В любой отдельно взятый день мы обычно испытываем великое множество состояний, связанных с играми, в которые играем. Некоторые из них адекватны и непродуктивны.

Не занимая никакой позиции, мы обычно входим в нересурсное психофизическое состояние и находимся отнюдь не на высоте. «Состояние» - наиболее уместный термин, поскольку он целостно охватывает и ментальный (когнитивный), и эмоциональный (физический) аспекты нашего опыта.
Ведущий исследователь в сфере психобиологии Эрнест Росси (1987) отмечал, что наши состояния создают психиче-
Мир фрейм-игр
скую или позиционную установку. Это означает, что как только мы входим в такое состояние, оно само начинает управлять нашим обучением, памятью, восприятием, общением и поведением.

Росси назвал это явление «подчиненностью состоянию».
К примеру, в состоянии гнева мы склонны воспринимать мир с позиций враждебности. При этом наше образование и память служат гневу, как и наши действия и общение.

То же самое справедливо для любого острого состояния (радости, игривости, расслабления, напряжения, страха и т. д.): как только мы входим в него, состояние начинает управлять нашими психологическими возможностями.
Представьте, что вы спринтер, изо всех сил бегущий по дорожке. Насколько вероятны у вас в этот момент депрессивные мысли?

Независимо от ваших мыслей до и после забега ваша психическая установка и химические процессы, необходимые для депрессии, во время бега недоступны для вас. Как и любой другой опыт, подобный бег целостно затрагивает и разум; и тело.

И даже когда вы задумаетесь о забеге, ваше состояние начнет меняться, порождая иные ощущения.
Применительно к играм, связанным с питанием и упражнениями, это означает, что наше состояние в любой конкретный момент задает физический и эмоциональный фон (и фреймы) для наших игр и определяет их качество.
В какое состояние вам необходимо прийти, чтобы кого-то осудить?
В каком состоянии вы способны искать позитивные решения?
Какое состояние поддерживает вас при разрешении проблем?
Какое состояние усиливает ваши ощущения бессилия, - страха или чрезмерного контроля?
Что такое фрейм-игра?
Мотивированные состояния и фрейм-игры
Когда мы рассуждаем о том, как следить за весом, в особенности как эффективно управлять привычками, связанными с питанием и физическими упражнениями, неизбежно всплывает тема мотивации. В сфере питания особое значение имеет все, что связано с внешними и/или внутренними мотиваторами, их воздействием и т. д. Фрейм-игры помогают нам разобраться в этих вопросах.
В какие игры вы играете в связи с едой, диетами и упражнениями, когда речь заходит о «мотивации»?
Просыпаетесь ли вы по утрам с радостным предвкушением и азартом, вызванными вашим самоуправлением или контролем?
Или вы просыпаетесь с жалобами и стонами, играя в «Почему я должен следить за своим питанием?»?
Как бы вы ни играли в эту игру - радуясь возможности находить и приобретать новые привычки, помогающие здоровому питанию и образу жизни в целом, или досадуя на нее, у вас есть фреймы и фреймы фреймов, обусловливающие подобные игры и поддерживающие их. При этом они и создают определенное состояние, и отражают его.
Удивляет ли вас то, что и желание предпринять конкретные действия ради достижения цели, и нежелание делать что-либо связаны с одним и тем же процессом введения и актуализации фрейма? В обоих случаях мы пользуемся умением сосредотачиваться на своей цели.

Мы движемся к ней, способствуя каким-либо событиям или следя, чтобы не произошли другие.
Как получается, что иногда человек приходит в новую для него сферу, почти не имея опыта действий в ней, и до-
!.
Мир фрейм-игр
бивается поразительных успехов? Как некоторым людям удается настойчиво стремиться к осуществлению своих мечтаний и добиваться их, в то время как другие, может быть, гораздо более компетентные и талантливые, упускают время из-за нерешительности?
Ответ таков: все дело во фреймах.
Одни люди играют во фрейм-игру «Сосредоточенность на цели и умение достичь ее», другие - во фрейм-игру «Я не хотел бы и сегодня потерпеть фиаско. Этим я уже сыт по горло».
Выводы
За пределами сфер питания и физической формы существуют игры, радикально и глубоко воздействующие на то, как мы справляемся с этими аспектами повседневной жизни. Мы играем в игры по поводу того, как и почему едим, чего добиваемся, принимая пищу, и т. д. Кроме того, мы играем в ментальные игры с собой и окружающими, когда едим, занимаемся спортом или фитнесом и т. д.
За каждой игрой (и над нею) стоит фрейм. Фреймы управляют играми. Чтобы играть в какую-либо игру, необходимо знать ее правила, структуру, результаты и т. д.
Фрейм-игры позволяют нам по-новому воспринимать набор взаимодействий на поведенческом, коммуникативном и психологическом уровнях, чтобы анализировать и понимать игры, а также эффективно работать с бесполезными играми.
Поскольку нездоровых, вредных и опасных игр существует очень много и они способны свести нас с ума, следует помнить о том, что есть множество полезных, вдохновляющих и увлекательных игр, помогающих сохранить здравый рассудок и повысить собственную результативность.
Что такое фрейм-игра?
Если мы хотим стать экспертами в области управления питанием и физической формой, а также улучшить в этом плане качество своей жизни, нужно только знать, как перестать играть в нелепые и деструктивные игры и как выбирать те, благодаря которым мы оказываемся на высоте.
Теперь вам надо сделать следующее
Составьте список своих игр, связанных с питанием. Понаблюдайте за собой следующую неделю и дайте играм названия.

В какие игры вы играете с едой? Дайте им забавные и запоминающиеся названия.
Попросите кого-нибудь из своих близких поиграть вместе с вами в игру «Названия для игр с питанием». Просто повеселитесь.
ВСЯ ЖИЗНЬ - ИГРА,
КОТОРАЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ
ВНУТРИ НЕКОЕГО ФРЕЙМА
Зная об этом, остается только выяснить, в какие игры вы играете и какие фреймы задают эти игры.
Каковы правила этих игр?
Когда они начинаются?
Когда они заканчиваются?
Как вы ведете подсчет очков?
Как вы выигрываете?
Каковы результаты игр?
Улучшают ли эти игры вашу жизнь?
Появляются ли у вас новые возможности благодаря этим играм?



Содержание раздела