d9e5a92d

ФРЕЙМЫ: ДВИЖУЩАЯ СИЛА


ФРЕЙМЫ: ДВИЖУЩАЯ СИЛА
ИГРЫ «СТРОЙНОСТЬ
И ПОДТЯНУТОСТЬ»
Где игра, там и фрейм
(секрет фрейм-игр,
«Фрейм-игры»)
Каждый раз во время еды мы неизбежно демонстрируем некий мыслительный фрейм. Мы всегда пребываем в каком-либо состоянии или психофизическом фрейме; эти фреймы мы никогда не забываем дома.

Незримые ментальные и эмоциональные состояния обусловливают наш повседневный опыт, выступая в роли скрытой движущей силы в нашей жизни. При этом состояния обусловливают любой опыт, связанный с питанием и упражнениями. Помня об этом, ответим на несколько вопросов, помогающих осознать наши фреймы:
Какой мыслительный фрейм вы демонстрируете в связи с питанием и упражнениями?
Какой мыслительный фрейм связан с предыдущим фреймом?
Хорошо ли служит вам ментальный фрейм, помогает ли вам оставаться здоровым, подтянутым, стройным и т. д.?
Считаете ли вы полезным свой эмоциональный мыслительный фрейм?
Термин «мыслительный фрейм» в значении «образ мыслей» широко распространен, мы пользуемся им в повсед-
Фреймы: движущая сила игры «Стройность и подтянутость»
невной жизни. Кроме того, существует ряд обиходных синонимов, к которым мы прибегаем, говоря о наших фреймах. Чаще всего мы называем их собственной «позицией» и даже «настроением».

А как нам всем известно, позиция определяет всё.
Все дело во фреймах
Когда мы участвуем в игре, ее составляют поступки и эмоции, наши собственные и окружающих людей. Это особенно справедливо для игр, которые нам не нравятся.

Порой кажется, что все дело в игре, но это впечатление обманчиво.
Когда кто-то указывает на вас пальцем, упрекает и в чем-то винит, все происходящее выглядит игрой «Порицание». Когда кто-то запугивает вас, манипулирует и командует вами, унижает кого-то, мошенничает, жалуется, срывает злость и так далее в рамках подобных игр, кажется, будто главное в них разговоры, поступки, ощущения и последствия. «Так вот что это такое!» восклицаем мы и ошибаемся.
Игра представляет собой игру только благодаря фреймам.
Шашки всего лишь опыт и набор взаимодействий с условным названием «шашки», при котором два игрока действуют в соответствии с правилами конкретной игры. Акцент делается на структуре внутри игры, за ней и над ней эту структуру я и называю фреймом.
Рассмотрим игру «Критика». Я часто осуждал окружающих и стал виртуозом этой игры.

Как только я замечал какие-либо упущения и просчеты, я бросался критиковать их, рассчитывая изменить ситуацию к лучшему.
Мир фрейм-игр
Конечно, мне редко встречались те, кто действительно хотел сыграть со мной в эту игру и выслушивать неприятное. Я брался за нее в разных местах, в разное время, высказывал самые глубокие критические замечания но, как ни странно, желающих поучаствовать в игре не находилось!

А если они и попадались, то хотели поменяться ролями, став на место критика. Странно!
Но если вдуматься, и я не проявлял энтузиазма, когда кто-нибудь предлагал мне такую же игру. «Тебе надо...», «Ты должен был...», «Неужели ты не догадался?..» Они начинали игру «Давай раскритикуем твои ошибки», и почему-то она не казалась мне разновидностью игры «Я хочу помочь тебе сделать твою жизнь замечательной!»
Несомненно, один из высших фреймов моих и моих партнеров гласил, что критика меняет мир к лучшему. Но в игре участвовали и другие фреймы. Для инициаторов игры:
«Мне не нравится то, что происходит, и я намерен
дать тебе это понять»;
«Я встревожен, раздражен, зол и т. д., и все из-за тебя»;
«По-моему, ты ошибаешься, и я намерен поправить тебя»;
«Я поступил бы иначе, почему же ты этого не сделал?»;
«Да что с тобой стряслось? Ты что, совсем бестолковый?» Для тех, кто не желает участвовать в таких играх:
«Терпеть не могу, когда меня упрекают, поправляют,
поучают»;
«Кто дал тебе право критиковать меня?»;
«Я не намерен выслушивать все это от тебя!»;


«Заткнись! Я не желаю знать о моих недостатках и
ошибках».
фреймы: движущая сила игры «Стройность и подтянутость»
Неудивительно, что при подобных фреймах критика редко достигает цели. Неудивительно, что ни критику, ни человеку, выслушивающему его, не удается с помощью игры изменить положение к лучшему, добиться глубокого взаимопонимания, с благодарностью принимать советы. Легко понять, почему игра «Критика» обычно заканчивается игрой «Перебранка»:
«Ты должен был... Нет, ничего подобного!..

Значит, в этих делах ты ничего не смыслишь!.. Кто, я?.. А кто же еще?»
Понимание власти фреймов
Значимые фреймы обусловливают наше мышление, эмоциональные состояния, речь, реакции, поскольку задают контекст для рассмотрения и толкования событий. Без фреймов в играх не может быть смысла, правил, победителей и проигравших, временных или иных ограничений.

Властью, определяющей качество наших действий, навыков и даже самой жизни, обладают наши фреймы. Поэтому, когда мы имеем дело с человеком, стоящим на чрезвычайно позитивных позициях, или с человеком, придерживающимся чрезвычайно негативных и опасных позиций, эти позиции решают всё.
Фреймы создают смыслы. Ранее я упоминал, что «смысл», как решающий человеческий феномен, не существует и не может существовать во внешнем событии, в отрыве от вас. Я подчеркну это высказывание, добавив, что «смысл» с точки зрения внешнего мира нереален.

Вот почему нельзя выйти из дома поутру или из офиса в полдень и наткнуться на кучу смыслов.
«Эй, кто оставил эту груду смыслов прямо на дороге?»
я
Мир фрейм-игр
«Смысл» совсем другая вещь, точнее совсем не вещь. Это способ образования понятий, способ мышления, который мы держим в уме (кстати, исходное значение слова «смысл» «то, что держат в мыслях»). Свойства процесса делают смыслы ускользающими, пластичными, неуправляемыми.

Но именно смыслы придают нашей жизни значимость и силу. Смысл управляет и мотивирует, определяет, что можно и нельзя продать.

Именно смыслы позволяют нам демонстрировать все свои достоинства, достигать высот и глубин сердца и разума, становиться мастерами в управлении собственным весом или терпеть в нем фиаско.
Если смыслы играют настолько важную роль в нашей жизни, в наших действиях и поведении, общении и чувствах, в качестве нашей жизни, тогда попробуем разобраться, что мы подразумеваем под «смыслом».
Что значит «означать»?
Что означают для вас пища или упражнения?
Какое значение вы придаете успеху или достижению конкретной цели, которую вы поставили перед собой?
Какие значения для вас особенно важны?
В какие значения вы верите по-настоящему?
Чем они так примечательны?
Что именно малозначимо для вас?
Задавая эти вопросы о смыслах, мы расспрашивали о ваших значимых фреймах на множестве уровней, о мыслительном фрейме, опять-таки на нескольких уровнях, и о таких фреймах, как:
фреймы убеждений;
фреймы ценностей;
фреймы судьбы;
фреймы личности;
фреймы ожиданий;
56,
фреймы: движущая сила игры «Стройность и подтянутость»
фреймы результатов;
эмоциональные фреймы;
теологические фреймы;
философские фреймы.
До самого верха - фреймы
У разума есть уровни. Мы не просто мыслим, мы форма жизни, наделенная удивительной способностью осмысливать свои мысли. Ее называют «рефлексивным сознанием», или рефлексией. Сначала мы обдумываем то, что произошло на работе в понедельник (первый уровень мышления), потом начинаем размышлять о качестве или природе наших мыслей.

Другими словами, мы отступаем на шаг назад и размышляем о себе о наших мыслях, чувствах, опыте, истории, будущем, идеях и т. д. Этот способ мышления мы называем метапознанием. В данном случае термин «мета» относится к более высокому логическому уровню, находящемуся над чем-то. Мысль о другой мысли:
«Каковы свойства моей мысли?» Чувство, вызванное другим чувством:
«Боюсь, я не справлюсь с этой задачей». Мысль о чувстве:
«Хотел бы я знать, что это - адекватный страх или просто беспокойство?» Чувство, вызванное мыслью:
«Мне очень тяжело думать о том, как он себя ведет». Чувство, вызванное мыслью о чувстве:
«Боюсь, мое решение правильно питаться и заниматься спортом только подтвердит мои опасения: это мне не поможет».
Мир фрейм-игр
Присущая нам, как знаковой форме жизни, способность обозначать слово, идею, чувство, опыт, событие и т. д. словом или символом позволяет нам переходить на высшие уровни сознания. Так возникает наша способность мыслить концептуально, воспринимать отвлеченные сложные понятия, развивать науку, философию, достигать более высоких психологических состояний. Это огромная власть. И вместе с тем страшная сила, если злоупотреблять ею или применять ее неправильно.

Когда мы не справляемся с ней или находим ей неверное применение, мы оказываемся в аду замкнутых спиралей, только усиливающих путаницу и создающих ограничения (см. «Убить дракона», 2000 г.).



Содержание раздела