Линейно-функциональная оргструктура управления.
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
1.более глубокая подготовка решений и пла- нов , связанных со специализацией работников |
1.отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодей- ствия на горизонтальном уровне между произ- водственными отделениями |
2.освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем |
2.недостаточно четкая ответственность, так как гото вящий решение , как правило, в его реализации не учавствует |
3возможность привлечения консультантов и экспертов |
3.чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно:подчинение по иерархии управления,т.е.тенденция у чрезмерной централизации |
Программно-целевая(матричная) оргструктура управления.
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
1возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям |
1.сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, приоритетов заданий и распределением времени их выполнения |
2.повышение творческой активности административно -управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами |
2.присутствие “духа нездорового соперничества между руководителями программ |
3.рациональное использование кадров за счет специ ализации различных видов трудовой деятельности |
3.необходимость постоянного контроля за “соотношением” сил между задачами управления по целям |
4.увеличение мотивации деятельности за счет децен- трализации управления и усиления демократических принципов руководства |
4.трудность в приобретении навыков не обходимых для работы по новой программе |
5.усиление контроля за решением отдельных задач проекта |
|
6.сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определен |
|
7.повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов |
26. Механизм формирования структур управления.
Методологической основой построения структуры управления является ее соответствие, в конечном счете, уровню и характеру развития производительных сил. Исходя из этого , основная задача проектирования оргструктуры для новых и действующих предприятий заключается в создании такого аппарата управления , который наилучшим образом соответствовал бы составу и масштабу предприятия, типу и формам организации производства, а также обеспечивал бы выполнение всех функций управления.
Выполнение этой задачи возможно лишь в том случае , когда при создании оргструктуры учтены следующие требования: системный учет всех факторов , воздействующих на объект и органы управления ; оптимальное сочетание централизации управления и самостоятельности его первичных звеньев; максимальное сокращение времени прохождения информации от высших уровней руководства до исполнителей; четкое определение функций, обязанностей и прав каждого из составных частей проектируемой структуры; способность к быстрой реакции на изменение в объекте, т.е. обеспечение высокой оперативности управления; обеспечение приоритета в принятии решений тем подразделением , которое обладает наиболее полной информацией; гибкость, способность к перестройке и приспособлению каждого управленческого подразделения к системе в целом, а системы - к внешней среде; минимальная численность аппарата управления.
Формирование оргструктуры управления включает три основных этапа:
аналитический - изучение существующей структуры и практики управления , особенностей организации производства, уточнение целей и задач создаваемой системы и т.п
.проектный - собственно проектирование оргструктуры , включающее выделение звеньев управления , основных функций и т.п.
организационный - непосредственное создание и внедрение на практике новой структуры.
Основные задачи процесса формирования оргструктуры.
При проектировании оргструктур можно использовать различные методы разработки. К основным из них относятся: метод аналогий и сравнений; метод структуризации целей; экспертный метод; метод организационного моделирования; метод формирования оргструктуры на базе технологического процесса обработки информационных потоков.
27. Методы управления предприятием, понятие их система.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово “метод” греческого происхождения , что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Характеризуя методы управления , необходимо раскрыть их направленность , содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.
В практике управления , как правило , одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе но все методы управления органически дополняют друг , друга находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того , что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание , и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
организационно - административные, основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально - психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Принципы формирования методов управления.
Функциональное назначение методов управления
Механизм выбора методов управления.
29. Организационные методы управления предприятием.
Организационные методы - это способы воздействия на организационные интересы людей. Базируются они на объективных законах эффективной организации человеческой деятельности, естественных потребностях протекания жизнедеятельности в упорядоченной определенным образом среде.
По своему функциональному назначению эта группа методов расчленяется на три подгруппы.
Организационные
методы
управления
организационно организационно организационно
распорядительные стабилизирующие дисциплинарные
методы методы методы
1 Состав организационных методов.
Организационные методы формируют работоспособную систему управления которая противостоит постоянно меняющейся внешней и внутренней среде предприятия, сохраняет саму себя. Кроме этого имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.
Организационно стабилизирующие методы - это методы с помощью которых устанавливаются долговременные взаимосвязи между участниками совместной деятельности (работниками аппарата управления), способы формирования организационных структур аппарата управления , разработка специальных положений о службах аппарата управления , устный инструктаж.
Организационно распорядительные методы - это методы с помощью которых корректируются долговременные организационные связи и отношения.