d9e5a92d

Деловая стратегия фирмы


Особая роль отводится психологии, как науке о человеке, его умении эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности. Здесь важно формирования благоприятного психологического климата в коллективах фирм, компаний, умение руководителей общаться с персоналом, вызывая энергию, энтузиазм, творчество сотрудников, умение вести переговоры с партнерами.
Главным в управленческой деятельности является установление согласованности действий участников совместной работы и поддержание этой согласованности в этом процессе.

Успешный менеджмент предполагает наличие 4 главных факторов, зависящих от менеджеров.

  1. обязательное знание теории менеджмента, накопленного опыта успешного управления организациями;
  2. умение применять теоретические положения в практической работе по управлению;
  3. обладание энергией, упорством, настойчивостью управлять бизнесом согласно теории и опыту;
  4. необходимо иметь желание динамично и эффективно управлять.


В основе менеджмента лежит теория рациональной бюрократии каждый человек должен выполнять четко определенные работы.

В современных условиях приоритетными признаются:

  • гибкость системы управления;
  • адаптивность к условиям внешней среды, которая в условиях рыночного хозяйствования определяет стратегию и тактику организаций;
  • ориентация на социальные аспекты, связанные с жизнедеятельностью персонала и полное использование его интеллекта.

57. Деловая стратегия фирм: понятие, этапы и порядок разработки.

Деловая стратегия базируется на компетентном управлении, что означает понимание и учет интересов потребителей в сочетании с рациональным использованием ресурсов. В этом основополагающем правиле заложено большой силы противоречие, т.к. ориентация на высокое качество и доступные цены ведет к снижению прибыли фирмы.

Однако умелое управление подразумевает умение балансировать эти противоречивые интересы и обеспечивать оптимальную прибыльность. В этом как раз и заключается искусство менеджмента рационально согласовывать противоречивые интересы участников экономической жизни.
Фирмы ориентируют свою деловую стратегию на постоянное стремление расширить масштабы дела, выпускать новые виды продукции, оказывать новые услуги, расширять рынки сбыта, не бояться рисковать. Однако при этом риск должен быть обоснованным.
В качестве стратегических целей используются такие как: объем продаж, доля продукции фирмы на рынках, размер прибыли, темпы роста прибыли, цена акций, дивиденды, уровень оплаты труда, качество продукции, а также цели в области социальной ответственности, производительности труда, инвестиций и др.
Современная стратегия фирм опирается на предприимчивость большинства персонала. Процессу разработки стратегии предшествует составление сценария общего достояния окружающей фирму среды по экономическим, политическим, географическим, демографическим, социальным и иным сферам.

Ведь от характера и состояния этих сфер зависит, что и где будут фирмы покупать и продавать.

Стратегическое управление имеет ряд этапов:

  1. анализ и моделирование текущей и перспективной ситуации;
  2. выявление необходимости изменений в деятельности фирмы;
  3. разработка стратегии изменений;
  4. разработка и использование надежных методов для осуществления этой стратегии;
  5. воплощение стратегии в жизнь.



58. Деловая стратегия фирмы: содержание, механизм использования.

Содержание деловой стратегии ориентировано на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокую рентабельность хозяйствования.

Состав деловой стратегии фирмы:

  1. обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде;
  2. конкретизация видения фирмы и постановка целей;
  3. формирование стратегии, направленной на достижение этих целей.


Деловая стратегия фирмы состоит из следующих разделов:

  1. миссия фирмы;
  2. конкурентные преимущества;
  3. рынки сбыта продукции, работ и услуг;
  4. ресурсы, необходимые для деятельности;
  5. культура и компетентность управленческого персонала;
  6. программа развития сфер деятельности фирмы;
  7. продукция, ее характеристика, качество, надежность;
  8. организация дела;
  9. структурные изменения в сфере производства и менеджмента.



Деловая стратегия является неотъемлемой частью менеджмента фирмы, предопределяет характер ее деятельности.



Связь деловой стратегии с системой менеджмента и производственным циклом деятельности фирмы.
59. Мотивация персонала: принципы, методы.


Мотивация есть процесс побуждения к эффективной деятельности персонала для достижения целей организации.
Мотивация должна:

  1. ориентироваться на конечные результаты деятельности;
  2. направляться на удовлетворение реальных интересов участников совместной деятельности;
  3. принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать в противоречие с другими принципами управления.


Управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах материальной и морально- психологической, причем, они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей, определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности. При их выборе и обосновании руководствуются следующими принципами:

  1. обеспечение непосредственной зависимости величины стимулов от конечных результатов деятельности каждого работника и фирмы в целом;
  2. связь стимулов с целями деятельности фирмы;
  3. дифференциация величины стимулов в зависимости от вклада каждого работника в общее дело;
  4. единство интересов работника, фирмы и общества;
  5. сочетание материальных и моральных стимулов;
  6. сочетание стимулов с санкциями за низкопродуктивную работу.


Современный взгляд:

  1. расходование физической и духовной энергии в работе также естественно, как при игре или отдыхе;
  2. внешний контроль и угроза наказания не является единственным средством заставить человека работать, этого можно достичь при самоуправлении и самоконтроле;
  3. средний индивид желает не только принимать на себя ответственность, но и стремиться к ней;
  4. вознаграждение должно удовлетворять конкретные потребности. Главные из них: удовлетворение своего "я" и самоудовлетворение потребностей;
  5. способность к проявлению творческой работы широко распространено среди людей;
  6. интеллект среднего индивида используется далеко не полностью и должен быть максимально раскрыт.


Теории мотивации: Маслоу, Герцберга, Клеланда и др.



60. Требования к деловым качествам менеджеров.


Менеджер должен обладать:

  • высочайшим профессионализмом;
  • сочетанием в себе администратора и лидера;
  • умение учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе;
  • широким интеллектуальным кругозором;
  • высокой нравственностью;
  • умением изучать свое окружение и дело, которым он руководит;
  • умением убеждать подчиненных в нужности дела;
  • умением ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта;
  • гибкостью, устойчивостью в мыслях и действиях.


Требования к менеджеру:

  1. честность;
  2. этичность;
  3. уважение к личности;
  4. способность к коллективной работе;
  5. приверженность к исследованиям;
  6. новаторство;
  7. качество работы;
  8. приспособляемость;
  9. чувство гражданства;
  10. эффективность труда.

61. Деловой цикл предприятий в условиях рынка (?)


Согласно международным стандартам ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции типовой жизненный цикл включает следующие этапы:
1. маркетинг;
2. НИОКР;
3. материально-техническое снабжение;
4. подготовка и разработка производственных процессов;
5. непосредственно производство;
6. контроль, испытания, обследование продукции в процессе производства и выходной контроль;
7. упаковка и хранение готовой продукции;
8. реализация и распределение;
9. монтаж и эксплуатация;
10. техническая помощь в обслуживании;
11. утилизация после использования.

В настоящее время более целесообразной представляется следующая структура:
1. маркетинг;
2. НИОКР;
3. организационно-технологическая подготовка нового производства;
4. производство;
5. подготовка товара к функционированию (транспортирование, монтаж, пуск);
6. эксплуатация и ремонт;
7. утилизация товара после отработки и замена новой моделью (т.о. цикл является непрерывным).

Анализировать жизненный цикл товара необходимо для установления рациональности и пропорциональности распределения ресурсов по стадиям жизненного цикла, продолжительностью работ на этих стадиях и нахождения резервов ресурсосбережения.
Воспроизводственный цикл товара (схема процесса воспроизводства):
Д СП П Т Д Д, где
Д деньги;
СП средства производства и труд;
П производство;
Т готовый товар;
Д доход от реализации товара, который должен быть больше Д.

















62. Научные основы менеджмента


Менеджмент искусство управления (англ.).
Зарождение управления связано с появлением письменности, изданием законов в государствах древнего мира, регулирующих хозяйственную деятельность людей, их участие в экономической жизни общества. Научные основы менеджмента представляют собой всю совокупность знаний об управлении.
Основателем научного менеджмента является американец инженер-механик Фредерик Тейлор.



Содержание раздела