d9e5a92d

Выработка управленческого решения


по количеству целей одноцелевые и многоцелевые. В большинстве случаев управленческие решения являются многоцелевыми;
по количеству лиц, принимающих решение индивидуальные и коллегиальные (групповые);
по содержанию экономические, политические, идеологические, технические, организационные и др..




76. Методы выработки управленческих решений.

При выработке управленческих решений используются экономико-математические методы, методы сетевого планирования, методы всех тех наук, которые используются в управлении; при анализе ситуации, выявлении проблемы используются методы, применяемые при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Требования к методам:
практическая применимость;
стоимость использования метода;
достоверность метода;
сбалансированность методов;
эффективность методов.

Для выработки управленческого решения необходимо следующее:
1. Выявление проблем в деятельности объекта, следовательно выявление и анализ проблемной ситуации, выявление главных, определяющих проблем;
2. Формирование целей принятия решения. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики.
3. Выявление полного перечня возможных альтернатив или вариантов решения.
4. Выбор допустимых альтернатив и критериев их оценки.
5. Предварительный выбор лучший альтернативы (предпочтительный вариант).

Руководитель предприятия должен управлять процессом выработки управленческого решения, поставить задачу перед исполнителями по выработке управленческого решения, правильно принять управленческое решение, организовать реализацию управленческого решения.
Управленческое решение должно ориентироваться на конечные результаты деятельности объекта, на маркетинговое управление.
При выработке управленческого решения необходим анализ нескольких вариантов. При этом должны использоваться как количественные, так и качественные методы выработки и обоснования управленческого решения.
Необходимо учитывать социальный характер последствий принятых решений.
Необходима комплексная оценка эффективности управленческого решения по многим критериям.
При выработке комплексных решений должны использоваться современные вычислительные средства.
Необходимо рациональное разделение труда между руководителем и разработчиком, рациональное распределение ответственности.


















77. Оценка управленческих решений: методы, критерии.

Управленческое решение оценивается по критериям (главным показателям). Обычно оценивается по одному критерию.
Под критерием понимается показатель выбора или оценки альтернатив с точки зрения их эффективности в достижении цели. Примером критерия, широко распространенного в экономике, является показатель рентабельности, прибыли и др.
Оптимальное решение это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Процесс оптимизации является дорогостоящим, поэтому ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи решаются с применением простых, эвристических методов (интуиции, суждения, рациональности).

Методы оптимизации: анализ, прогнозирование, моделирование.

Методы анализа:
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравниваются отчетные и плановые показатели, плановые и показатели предшествующего периода, показатели работы за каждый день, межзаводские сравнения и др.;
индексный метод (при изучении сложных явлений);
балансовый метод;
метод цепных подстановок;
графический метод;
функционально-стоимостной анализ;
экономико-математические методы;
факторный анализ (определяется сила влияния факторов на какой-либо показатель с целью ранжирования факторов для улучшения показателя).

Методы прогнозирования:
Метод экстраполяции прогнозирование поведения или развития объектов в будущем по тенденциям его поведения в прошлом. Наиболее распространены методы экстраполяции по математическим моделям и графическая.
Экспертный метод выработка коллективного мнения группы специалистов в данной области.


Параметрический метод основан на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-техническим уровнем производства с одной стороны и полезным эффектом или элементом затрат с другой стороны.
экспериментальный метод;
нормативный;
индексный;
оценки технических стратегий;
функциональный;
комбинированный.

Методы моделирования:
логическое моделирование;
физическое;
экономико-математическое.






78. Кадровая политика предприятия в современных условиях.

В современных условиях к работнику предъявляются следующие требования:
в условиях рынка работник должен быстро приспосабливаться к меняющимся условиям;
оперативность нахождения новых подходов, решений;
постоянное обновление товаров и услуг требует от работника творческого мышления, инновационной деятельности;
честность, порядочность, уважение себе подобных;
масштабность и комплексность мышления, кругозора.
Цели кадровой политики:
обеспечение предприятия высококвалифицированным персоналом;
решение всех социальных вопросов, связанных с жизнедеятельностью этого персонала.
Задачи управления персоналом в современных условиях:
планирование потребности в трудовых ресурсах;
поиск источников удовлетворения потребности в ресурсах;
набор персонала и создание резерва по всем должностям;
отбор и оценка работников и кандидатов;
определение заработной платы и льгот, которые должен получить работник;
профориентация и адаптация работника;
обучение персонала для эффективной работы в данной организации;
оценка трудовой деятельности персонала;
повышения, переводы, увольнения.

К управленческому персоналу относятся: руководители, технические работники, специалисты.
Механизм подбора команды руководителей;
формирование требований к соискателю должности;
модель соискателя должности;
сбор информации о претендентах.
Начальник, на которого возложено руководство, должен:
должен знать в совершенстве свой персонал;
устранять неспособных;
должен знать условия, связывающие предприятие и служащих;
должен производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
созывать важнейших сотрудников на совещания, на которых подготавливают единство направления и согласованность усилий;
следить, чтобы среди персонала господствовала активность и преданность.
В современных условиях менеджер должен обладать следующими качествами:
высочайшим профессионализмом;
сочетанием в себе администратора и лидера;
умением учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе;
широким интеллектуальным кругозором;
высокой нравственностью;
умением изучать и анализировать свое окружение и дело, которым руководит;
умением убеждать подчиненных в нужности дела;
умением ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта конкретным путем;
гибкостью, уступчивостью в мыслях и действиях, не переступая грани, за которой наступает нарушение этики норм морали.



79. Стиль работы руководителя: понятие, виды, методы.

Стиль деятельности руководителя совокупность устойчивых методов, которыми пользуется руководитель в своей практической деятельности.
Стиль отражает свойства или характеризует управленческую деятельность руководителя.
Составляющие стиля руководителя:
способы (стили) использования власти;
стиль мышления руководителя;
стиль поведения руководителя (не только в служебное время, но и вне его);
стиль речи;
стиль личной работы;
характер затрат рабочего времени руководителя;
стиль общения руководителя;
стиль проведения совещаний, бесед, переговоров;
отношение руководителя к саморазвитию;
стиль отдыха и использования свободного времени.
Стиль руководства должен быть стилем лидерства.

Виды стилей руководства:
Автократический (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х). Применим для рутинных, повторяющихся ситуаций, для наименее квалифицированных работников с простым характером мотивации.

Необходим в критических ситуациях, был присущ централизованной системе управления.
Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек существо сознательное, любит работать.

Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.
Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.
Различают еще также следующие виды стилей:
эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу);
благосклонно-автократический;
консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.
На формирование стиля руководства оказывают влияние следующие факторы:
жизненный путь руководителя, его опыт;
цель его жизни;
уровень сознательности и нравственности;
опыт предшествующей руководящей работы;
степень добросовестности;
психическая и физическая выносливость, работоспособность;
собственная позиция руководителя по проблемам объекта управления.
Стиль руководителя зависит от качеств подчиненных, среди них:
потребность в самовыражении и автономии;
вера в возможность влияния на окружение и внешнюю среду;
зрелость исполнителей, опыт, образование, ответственность.
Самым эффективным стилем является адаптивный стиль, приспосабливающийся к различным ситуациям.




80. Организация труда руководителя.

Центральной задачей организации труда руководителя является экономия его рабочего времени. Для этого необходимо ликвидировать неупорядоченность его рабочего дня, уметь отличать главное от второстепенного, выделять перспективные задачи.
Система экономии времени включает в себя следующие процедуры:
выработку социально-психологической установки на экономию времени;
планирование времени: учет времени, анализ затрат, выявление факторов нерационального увеличения затрат времени, составление графиков-регламентов рабочего дня, недели, месяца;
рациональное использование времени: передача технических работ специальным помощникам, сокращение потоков информации, проходящей через руководителя;
повышение скорости выполнения функций за счет применения технических средств и совершенной техники личной работы.
Совершенствование организации труда руководителя начинается с обоснования соотношений между категориями персонала управления, уточнения функций и компетенции каждого подчиненного работника. Руководитель сам подбирает заместителей, помощников, т.д.
Структура рабочего дня руководителя зависит не только от уровня управления, но и от численности персонала, уровня оснащенности, взаимоотношений с вышестоящими и другими структурами, стиля его работы.
Важнейшим талантом руководителя признается умение правильно распоряжаться своим рабочим временем и приучить к тому же подчиненных, а также умение делегировать подчиненным задачи руководителя.

Планирование личной работы руководителя в обязательном порядке предполагает установление вполне определенных сроков, как достижения поставленных целей и разрешения задач, так и проведения мероприятий конкретного содержания.

Планирование рабочего дня:
1). Изучение бюджета рабочего времени по основным видам деятельности.

Составляется перечень работ, фиксируется их продолжительность, перерывы.
2). Анализ содержания выполняемых работ и определение времени, необходимого для их выполнения.

Выявляется обязательна ли данная работа, оправданы ли по ней затраты времени. Выявляются факторы, поглощающие время (телефонные звонки, затяжные совещания и т.д.).
3). Согласование предполагаемого объема работы с бюджетом личного времени.
4). Составление перспективного плана определение периодов времени, которые требуются для достижения целей, которое дает представление о предпочтительном распределении времени и целесообразности очередности задач.
5). Организация планирования каждого рабочего дня.



















Содержание раздела