мальная заработная плата и др.
Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ
и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. Он бе- рет на себя роль социального норматива, с помощью которого регулируются социальные выплаты, оценивается уровень жизни населения.
С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ), выполняющий роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ это оплата менее квалифицированного, простого труда.
Минимальная потребительская корзина это совокупность минимальных норм потребления определенного набора про-
дуктов питания и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране.
Прожиточный минимум и потребительская корзина представляют собой две стороны одного и того же минимума средств, необходимых человеку для жизни. Разница состоит в том, что «корзина» выражает натуральную сторону предметов и услуг, а прожиточный минимум их стоимостную оценку.
7.2. Социальная справедливость и социальное равенство
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение дос- тойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образова- нию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка.
Это создает сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одно-
временно тем самым рыночная система поощряет социальную поляризацию общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть на- селения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает ее экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие как наемные работники.
Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыноч- ная система не обеспечивает социальной справедливости.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего фи-
нансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система рас- пределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработо- способного населения необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех гра-
ждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормаль-
ного развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за
счет этого социальные вложения в каждого человека.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социаль-
ной деятельностью государства, а на микроуровне социальной деятельностью других экономических субъектов (предпри-
ятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причем, как правило меньшей до- ле населения принадлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАБСДЕ.
Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.
Еще одним показателем, используемым для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент
Джини.
Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОАБСДЕ на площадь прямоугольника ОКЕ. Чем больше площадь фигуры ОАБСДЕ, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах.
Величина коэффи- циента Джини колеблется от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих величин, поскольку «0» это абсолютное равенство, а «1» абсолютное неравенство.
Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение в различные периоды времени, или в различ-
ных странах, или между различными группами.
Какова же оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся нера-
венства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, поскольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для мак- симизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода.
7.4. Государственная политика перераспределения доходов
Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому че- ловеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость во вмешательстве государства в перераспределение доходов.
Принимая на себя от- ветственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение до- ходов.
Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценива- ния доходов и сбережений населения.
Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогооб- ложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.
Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам.