d9e5a92d

Рыночный механизм распределения доходов


Этот показатель складывается из долгосрочно- го темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется строго контролировать; ? сокращении бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для ее решения можно идти двумя пу-
тями увеличивать налоги или уменьшать государственные расходы. Предпочтительнее второй путь;
? сведении к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных импульсов, особенно пе-
ремещение спекулятивных краткосрочных кредитов (капиталов);
? использовании повышения курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа,
следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен.
Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реа- лизовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфля- ции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение.

Сюда можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства товаров и услуг, повышение нормы сбережений и т.п.
В запасе у государства есть и такой радикальный вариант, как денежная реформа конфискационного типа. Но эти дей-
ствия не имеют отношения к природе инфляции.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Для этого не-
обходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике.
Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от правильного определения ее характера и факторов, подстеги-
вающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких мер,
которые соответствуют ее глубине и характеру. Поэтому и методы борьбы с инфляцией должны носить комплексный харак-
тер.
 
Тема 7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
 
7.1. Рыночный механизм распределения доходов
Одной из важнейших проблем рыночной экономики является распределение доходов. От степени неравномерности распределения доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества.
Доходы членов общества выступают важнейшим показателем их благосостояния. Доход определяет материальную и духовную жизнь семьи, возможность отдыха, образования, поддержания здоровья.

Именно в семье каждый человек еже- дневно решает социально-экономические проблемы собственного благосостояния. Доход можно определить как общую
сумму денег, зарабатываемых или получаемых в течение какого-либо периода (обычно за год).
Рыночное распределение доходов придерживается одной справедливости: доходы всех владельцев факторов производ- ства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точ- ки зрения справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. Также справед- ливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Всякий, кто желает работать, зарабатывает в соответствии с тем продуктом, ко- торый он создает.
Но в реальной жизни распределение доходов осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической величины вновь созданной стоимости как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на его производство, а так же как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивида в произведенном продукте и присвоенную им. Среди факторов, оказывающих
непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика
розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реально-


го дохода.
Номинальный доход количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. В номи- нальный доход включают заработную плату, дивиденды, проценты, а также наличные трансфертные платежи, такие как по- собия по социальному обеспечению и по безработице.

Сюда же следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных талонов, помощь на образование, дохо- ды от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.
Располагаемый доход доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Распо-
лагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в тече-
ние определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот; поступле- ния из финансовой системы (из банков, сберкасс, страховых учреждений); прочие денежные поступления.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, составляют решающую часть доходов этой группы насе-
ления (зарплата, доходы от собственного хозяйства).
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной по- мощи (трансфертные платежи). За счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплаты различного рода пособий (по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообес- печенным семьям на детей, по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и зарплаты играет важную роль в формировании эконо-
мического поведения индивида, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли зарплаты в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предпри- имчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи происходит форми- рование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
1. Выплат по государственному страхованию.
2. Банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (садовое строительство).
3. Процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года.
4. Доходов от увеличения стоимости акций, облигаций выигрышей и погашения по займам.
5. Выигрышей по лотереям.
6. Временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит.
7. Выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные ма-
газины и др.
От уровня доходов зависит качество потребления, возможности потребительских расходов населения. Доходы подраз- деляют на низкие, средние, выше среднего и крупные.

Получатели различных доходов принадлежат к разным социальным группам. Это семьи: нищие, бедные, малообеспеченные, состоятельные, богатые, сверхбогатые.

Все они резко различаются по направлению расходов.
Конечной целью функционирования национальной экономики является создание условий для нормальной жизнедеятель-
ности человека и достижения определенного уровня жизни.
 
Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здравоохранение, качество питания, жилья и т. п. Степень удовлетворения потребности людей зависит как от индивидуаль- ных, так и семейных доходов.
 
Уровень жизни это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности в этих благах.
ООН предложил комбинированный показатель качества жизни. Качество жизни это обобщающий социально-
экономический показатель, включающий в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетво- рение духовных потребностей, состояние здравоохранения, средняя продолжительность жизни, уровень образования, усло- вия среды, окружающей человека, уровень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической
жизни, морально-психологический климат, душевный комфорт. С учетом возросших социальных требований к определению
уровня и качества жизни с 1990 г. введен показатель индекс человеческого развития (ИЧР). К основным показателям, оп-
ределяющим ИЧР относятся:
? ожидаемая продолжительность жизни;
? уровень образования;
? реальный ВВП на душу населения.
Для определения динамики уровня жизни используются законодательно закрепленные нормативы, являющиеся систе-
мой социальных гарантий населению. Среди них прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, мини-



Содержание раздела