03. ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Перспективы выхода страны из экономического кризиса во многом зависят от того, будет ли активизирована инвестиционная деятельность фирм, поскольку именно капитальные вложения в сферу производства служат фактором расширения совокупного предложения, увеличения количества занятых и стимулирования экономического роста. Капитальные вложения фирм находятся под влиянием большого количества факторов, действующих на макро-, микро- и мезоуровнях. Не отрицая важность перечисленных обстоятельств, рассмотрим более детально государственное макроэкономическое регулирование, поскольку именно оно создает макроэкономические условия, на фоне которых осуществляется инвестиционная деятельность фирм.
Для иллюстрации этого обратимся первоначально к теории вопроса. Предметом нашего рассмотрения будет механизм макроэкономического регулирования, а также его воздействие на национальную экономику и инвестиционную активность частного сектора в переходной экономике.


Как известно, инструментами макроэкономической политики являются налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование. Фискальная политика представляет собой систему управления экономической конъюнктурой, основанную на целенаправленном изменении доходов и расходов государственного бюджета, а также соотношения между ними. Инструментами фискальной политики являются налоговая система, государственные расходы, манипулирование бюджетным дефицитом и излишком. Налогово-бюджетная политика оказывает прямое воздействие на состояние реального сектора экономики, регулируя оттоки и притоки на рынке товаров и услуг.

Кроме того, она оказывает косвенное воздействие на экономику, определяя решения экономических агентов при оптимизации структуры имущества. Денежно-кредитной политикой является система воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения кредита и денежной массы.

Проводником монетарной политики выступает Центральный банк страны, который, воздействуя на состояние избыточных резервов коммерческих банков, пытается повлиять на денежную массу и процентные ставки, а через них на инвестиционные, потребительские и государственные расходы в обществе.
Анализ механизма воздействия денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на национальную экономику и инвестиционную деятельность частного сектора весьма актуален с практической точки зрения, так как позволяет государству сознательно проводить макроэкономическую политику, иметь представление об эффективности монетарного и фискального регулирования, а также предвидеть его краткосрочные и долговременные последствия. Не случайно Б. Селигмен отмечал, что при осуществлении социальных реформ в период кризисов практическая применимость теоретических положений приобретает первостепенное значение по сравнению с логической обоснованностью и аналитическим изяществом [1].
Поэтому первоначально рассмотрим воздействие денежно-кредитной и фискальной политики на инвестиционную активность фирм и национальный доход, применив аналитические разработки современной экономической теории. С этой целью используем традиционные модели функционирования реального и денежного рынков, которыми оперирует современная макроэкономическая теория.

Нельзя забывать, что любая модель строится при определенных допущениях и предпосылках, поэтому она является упрощенным и в некоторой степени абстрактным отражением реальности. Тем не менее, как отмечал Д. Стиглиц, "вряд ли стоит напоминать, что целью построения моделей является не воспроизведение реальности, а разработка набора "линз", с помощью которых мы можем разглядеть существенные аспекты любого явления" [2].
Предположим, что первоначально национальная экономика характеризуется равновесием реального и денежного секторов (точки Е1 и е1 соответственно на рис. 1) [3]. Реальный сектор сбалансирован, так как совокупный спрос равен совокупному предложению (AD=AS), а денежный сектор уравновешен, поскольку спрос на деньги равен денежному предложению (Md = Ms).

В соответствии с этим исходные значения равновесия национального рынка будут иметь следующее выражение: уровень цен P1; реальный национальный доход Y1; номинальная норма процента r1.



Допустим, что Центральный банк осуществляет экспансионистскую денежно-кредитную политику, увеличивая денежную массу. Это сдвигает кривую денежного предложения Ms вправо, и она занимает положение Мs'.

Избыточная денежная масса приведет к падению нормы банковского процента, что будет стимулировать увеличение реальных плановых инвестиций I. Рост последних в свою очередь повлияет на состояние реального сектора экономики в направлении возрастания совокупного спроса AD. Графически это означает, что кривая AD


 1. Воздействие экспансионистской денежно-кредитной политики
на национальную экономику в краткосрочном периоде
сдвинется вправо, занимая положение AD'. Это приведет к расширению реального объема производства и росту цен, то есть к увеличению номинального национального дохода.
Данный импульс, возникший в реальном секторе, отразится на состоянии денежного рынка, вызывая увеличение спроса на деньги. На  1 это представлено сдвигом кривой спроса на деньги в положение Md', что сдерживает падение нормы процента относительно первоначального значения.

Окончательному равновесию соответствуют точки Е2 и e2, которые иллюстрируют новое состояние сбалансированности реального и денежного секторов. Оно характеризуется следующими параметрами национальной экономики: уровень цен P2; реальный национальный доход Y2; номинальная норма процента

.
Таким образом, в краткосрочном периоде экспансионистская монетарная политика приводит к понижению нормы процента, увеличению реального объема производства, росту общего уровня цен и оказывает стимулирующее воздействие на объем инвестиций частного сектора.
В долгосрочном периоде происходит процесс адаптации экономической системы к новым условиям. По мере перехода национальной экономики из точки E1 в точку E2 повышаются цены на конечные товары, что вызывает рост цен на привлекаемые факторы производства.

В результате кривая совокупного предложения начинает сдвигаться влево до тех пор, пока экономическая система не вернется к своему первоначальному уровню (рис. 2) [4].


 2. Воздействие экспансионистской денежно-кредитной политики
на национальную экономику в долгосрочном периоде
В точке E3 цены на конечную продукцию и на привлекаемые факторы производства повысились пропорционально увеличению количества денег в обращении. Поскольку кривая спроса на деньги является неэластичной, то относительное приращение цены будет больше, чем сокращение объема производства.

Это означает, что движение реального сектора от точки E2 к точке E3 сопровождалось ростом номинального национального дохода. Такое изменение вызывает дополнительный сдвиг кривой спроса на деньги. Поэтому денежный рынок приходит к равновесию в точке e3, а объем плановых инвестиций сокращается до прежнего значения.

Таким образом, долгосрочное равновесие реального и денежного секторов достигается в точках Е3 и e3 соответственно.
Значения параметров этого равновесия позволяют сделать вывод, что в долгосрочном периоде проведение экспансионистской денежно-кредитной политики не повлияло на уровень реального объема производства, не изменило норму процента, но привело к повышению цен на готовую продукцию и на ресурсы пропорционально увеличению денежной массы.
Проведенный анализ иллюстрирует нейтральность денег, то есть неспособность монетарной политики оказать воздействие на реальный объем производства в долгосрочном периоде. Однако такая цепочка развития событий вероятна в ситуации, когда экономика подвержена неожиданному увеличению денежной массы. Если же рост денежного предложения осуществляется с предварительным широким уведомлением общественности, это означает, что все экономические агенты постараются адаптироваться к ожидаемым событиям, что вызовет одновременное изменение совокупного спроса и совокупного предложения: AD сдвигается вправо, а AS смещается влево.

Следовательно, экономическая система сразу переходит из точки E1 в точку E3.
Положение о том, что денежно-кредитная политика не может оказать воздействие на реальный объем производства даже в краткосрочном периоде, получило название супернейтральности денег [5]. Нейтральность и супернейтральность денег свидетельствуют о факторах, ограничивающих эффективность монетарного регулирования.
Аналогичным образом проиллюстрируем последствия проведения налогово-бюджетной политики (рис. 3) [6].

На графике представлено положение национального рынка в двух секторах: реальном, характеризующимся состоянием совокупного спроса AD и совокупного предложения AS, и денежном, определяемым спросом на деньги Md и денежным предложением Ms.
Первоначальное состояние экономики характеризуется одновременным равновесием реального и денежного секторов (точки E1 и e3 соответственно).


Рис. 3. Воздействие экспансионистской налогово-бюджетной
политики на национальную экономику
Стимулирующая фискальная политика непосредственно воздействует на состояние реального сектора, увеличивая совокупный спрос либо путем роста государственных расходов, либо путем сокращения налогов, в результате чего кривая AD сдвигается вправо.



Содержание  Назад  Вперед