Процесс получил название эффекта вытеснения.


Это приводит к увеличению реального объема производства и росту общего уровня цен, что означает увеличение номинального национального дохода. Через передаточный механизм данный импульс влияет на денежный рынок, на котором происходит увеличение спроса на деньги (Md сдвигается вправо и занимает положение Md'), что вызывает увеличение нормы процента до величины r2. Это в свою очередь воздействует на объем плановых инвестиций в сторону их сокращения с I1 до I2.

Данный процесс получил название эффекта вытеснения. Эффекту вытеснения можно дать более широкую трактовку, так как налогово-бюджетная политика воздействует на все компоненты совокупного спроса: плановые инвестиции бизнеса, потребительские расходы, чистый экспорт.
Во-первых, государство, проводя экспансионистскую фискальную политику, начинает конкурировать с частным сектором, пытаясь взять деньги из одного и того же источника сбережений домашних хозяйств. В результате этого сокращаются реальные плановые инвестиции бизнеса.
Во-вторых, стимулирующая налогово-бюджетная политика, как было видно из анализа, приводит к повышению общего уровня цен, что снижает покупательную способность номинального количества денег у населения и, следовательно, сокращает его потребительские расходы.
В-третьих, рост общего уровня цен будет стимулировать импорт более дешевых товаров и сокращать экспорт более дорогих, что означает уменьшение чистого экспорта.
В-четвертых, экспансионистская фискальная политика федерального правительства может вытеснить расходы региональных органов власти.
Интенсивность эффекта вытеснения зависит от изменений на рынке труда. Если вслед за повышением цен происходит рост заработной платы, то в большей степени сокращаются реальные плановые инвестиции.
Кроме этого, интенсивность сокращения инвестиций определяется характером прохождения фискального импульса через сектор имущества, поскольку он влияет на решения экономических субъектов по поводу оптимизации структуры имущества. Как известно, государственные ценные бумаги, выпускаемые в целях финансирования расходов правительства, будут иметь большую доходность, чем уже обращающиеся облигации. Если хозяйственный субъект рассматривает облигации и реальные капитальные активы как заменители, то увеличение доходности облигаций вызовет сокращение спроса на реальный капитал, то есть еще больше усугубит действие эффекта вытеснения.

Если же хозяйственный агент воспринимает приобретение государственных облигаций как увеличение своего имущества, то это приведет к росту потребительских расходов, в чем проявляется эффект имущества. Таким образом, если финансовый капитал и реальный капитал предстают как полностью взаимодополняемые активы, то эффект замещения отсутствует, а эффект имущества стимулирует совокупный спрос, что уменьшает действие эффекта вытеснения инвестиций частного сектора.

Если же государственные облигации и реальный капитал полностью взаимозаменяемы, сокращение инвестиций будет более существенным.
На долгосрочных временных интервалах эффект вытеснения имеет тенденцию увеличиваться. Это связано с тем, что в долговременном периоде экономическая система адаптируется к повышению цен. Ожидание будущих более высоких издержек со стороны производителей приводит к тому, что кривая совокупного предложения начинает сдвигаться влево в положение AS' ( 3). Этот сдвиг сопровождается увеличением номинального национального дохода, который в свою очередь еще в большей степени увеличивает спрос на деньги, подталкивает вверх процентные ставки до r3 и сокращает реальные плановые инвестиции до I3.

Новое состояние равновесия достигается при более высоком уровне цен без изменения реального объема производства. При этом фискальная политика изменяет равновесное значение процентных ставок и сокращает объем инвестиций.
Функциональный анализ денежно-кредитной и фискальной политики позволяет более предметно определить влияние данных инструментов макроэкономического регулирования на инвестиционную активность частного сектора в переходной экономике России. При этом важно отметить следующие моменты.



А Результативность денежно-кредитного регулирования зависит от того, способен ли монетарный импульс воздействовать на реальный сектор экономики в направлении увеличения инвестиций бизнеса. К сожалению, в современных условиях затруднена связь между товарным и денежным рынками. Стимулирование экономики путем денежно-кредитной экспансии не дает должных результатов в виде увеличения экономического роста. Так, например, в июне 1996 г. была осуществлена эмиссия денег в объеме 10 трлн руб. [7]. Однако она не стала фактором, стимулирующим капитальные вложения, производство и занятость, по причине оттока денежной массы на рынок валюты.

По данным Центрального банка РФ, за семь месяцев 1997 г. на покупку валюты население потратило 21% доходов [8]. Излишняя долларизация экономики нарушает нормальное функционирование хозяйственного механизма, а увеличение предложения денег оседает мертвым грузом в виде валютных запасов.

В этих условиях вполне оправданной мерой является увеличение Банком России нормы обязательного резервирования по валютным вкладам, которая будет способствовать дедолларизации экономики.
Кроме этого, банковская система находится в уникальных условиях перехода к рыночным принципам построения. Зачастую коммерческие банки в погоне за высокой прибылью прокручивают деньги в различных секторах финансового рынка, в результате чего банковская система теряет способность эффективно превращать сбережения в инвестиции.
И наконец, связь между реальным и денежным рынком нарушается также по причине того, что значительная сумма денег оседает в теневой экономике, которая, по некоторым оценкам, составляет более 40% российской экономики [9].
Б Передаточным инструментом между реальным и денежным рынками является норма процента. Она же выступает важным фактором, влияющим на инвестиционную активность фирм. Однако формирование процентных ставок в переходной экономике происходит стихийно, под влиянием массы факторов, складывающихся на финансовом рынке, как объективного, так и субъективного порядка. Среди последних следует отметить неопределенность ситуации с эффективностью различных активов, высокую степень риска, инфляционные ожидания хозяйственных агентов, «шоки» сбережений и инвестиций и пр.

В этих условиях вполне вероятны значительные колебания нормы процента, которые могут привести к нарушению связи между товарным и денежным рынками, а следовательно, к появлению аномальных ситуаций. Одна из них   состояние «ликвидной ловушки». Оно возникает, когда кривая денежного предложения Ms пересекает кривую спроса Md на ее горизонтальном участке.

В этом случае увеличение предложения денег не воздействует на состояние процентных ставок, а следовательно, не стимулирует инвестиции и не вызывает рост национального дохода ( 4) [10].


 4. Состояние «ликвидной ловушки»
Экономический смысл этого явления в том, что норма процента находится на таком низком уровне, при котором хозяйственные агенты предпочитают держать свои активы только в высоколиквидной форме. Следовательно, увеличение денежного предложения поглощается спекулятивным спросом на деньги, инвестиции не растут и не изменяется национальный доход.

Дальнейшее увеличение денежной массы приведет только к усилению инфляции. Выходом из этой ситуации является воздействие государства на экономику через реальный сектор путем улучшения условий инвестирования, стимулирования потребления, увеличения государственных заказов или сокращения налогов.

Экспансионистская фискальная политика вызовет увеличение нормы процента и будет способствовать выходу из состояния «ликвидной ловушки».
Другой аномальной ситуацией является случай, когда норма процента слишком велика (вертикальный участок Md). Это заставляет хозяйственных агентов пересматривать портфель своих активов в сторону сокращения спекулятивного спроса на деньги, большая часть средств хранится в виде более доходных ценных бумаг. Такое течение событий вызывает уменьшение потребительской части расходов, а следовательно, падение инвестиций, вследствие чего национальный доход не растет.

Выходом из этого положения является проведение экспансионистской денежно-кредитной политики, которая приведет к падению нормы процента, возрастанию инвестиций и национального дохода.
Итак, значение нормы процента в стимулировании капиталовложений и инвестиций чрезвычайно велико. Поэтому государство должно прогнозировать состояние процентной ставки и предохранять экономику от попадания в экстремальные ситуации, осознанно манипулируя инструментами монетарной и фискальной политики.

Этот вывод особенно актуален для нынешней обстановки в России, поскольку отечественный финансовый рынок характеризуется значительными и зачастую непредсказуемыми колебаниями номинальной и реальной нормы процента.
В Моделирование денежного и реального секторов экономики позволяет поставить вопрос об эффективности денежно-кредитной и фискальной политики с точки зрения ее воздействия на инвестиционную деятельность и национальный доход.



Содержание  Назад  Вперед