05. Макроэкономика


Предлагаемое учебное пособие содержит основные сведения по базовому семестровому курсу макроэкономики, читаемого автором в Дальневосточном Государственном Университете на факультете математических методов в экономике, кафедре прикладной математики и информационных технологий для студентов специальности 06.18.00 "Математические методы и исследование операций в экономике" в течение трех последних лет. Цель данного курса – детализированное изучение экономических явлений с точки зрения макроуровня. Не претендуя на всю полноту изложения, свойственную признанным учебникам российских (учебник Тарасевича Л.С. и др., Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф.) и зарубежных (Сакс Дж. и Ларрен Ф., Бурда М. и Виплош Ч.) авторов, данной пособие есть попытка представить макроэкономику как отрасль экономической теории с точки зрения последовательного построения модели макроэкономических процессов.

Организация семинарских занятий, контрольных работ и тестовых заданий по данному курсу во многом опирается на эти учебные пособия.
Под экономической системой понимается совокупность взаимодействующих агентов, выполняющих в экономике однородные функции, таких как домохозяйства, производителей, государство, Центральный Банк и заграницу, отношения между ними выражаются через потоки товаров и услуг, денег и ценных бумаг. Основные транзакции происходят на рынках товаров и услуг, капитала (кредита, денег, ценных бумаг), рынке труда, валютном рынке, мировом рынке товаров, услуг и капитала и т.д.
Важно понимать, что с макроэкономической позиции предметом таких транзакций являются "товары-агрегаты" и "агрегаты-факторы", на которые устанавливается рыночная цена, интерпретируемая как среднерыночная равновесная цена товаров или факторов соответствующих рынков. Выбор различного уровня агрегации макропеременных позволяет моделировать экономику с различной степенью точности, в различных условиях и с учетом принятия решений агентами в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Поэтому можно выявлять группы факторов, действующих на более крупные или мелкие агрегаты, уточняя особенности поведения основных агентов в различных условиях.
Цель своего исследования макроэкономический анализ прежде всего видит в ответах на следующие главные вопросы: что определяет уровень безработицы в экономике, что определяет инфляцию и как может изменяться уровень цен во времени, какова роль государства в экономике.
Учебное пособие состоит из 8 глав, соответствующих основным вопросам макроэкономического анализа: основные понятия, модель кругооборота, ВВП и методы его учета, платежный баланс и валютные курсы, кейнсианская модель товарного рынка, денежный рынок, модель IS-LM, рынок труда, модель совокупного спроса-предложения, кривая Филлипса, государственная политика в модели AS-AD.
Поскольку одной из важных целей обучения по данной специальности является умение строить математические модели сложных экономических (производственных, инвестиционных, торговых и т.п.) процессов, анализировать и прогнозировать результаты принятия решений на основе этих моделей, данный курс макроэкономики предполагает математизированный стиль изложения и построение различных математических моделей основных процессов в экономике. Студенты, начинающие изучать макроэкономику, знакомы с начальным курсом микроэкономики и курсом линейной алгебры.
Мотивом изучения макроэкономики студентами данной специальности является, во-первых, то, что данный курс может служить образцом (примером) построения математических моделей процессов потребления, инвестирования, флуктуаций совокупного выпуска, инфляции, безработицы, процентных ставок и валютного курса, размещения трудовых, финансовых и материальных ресурсов при функционировании соответствующих мировых рынков, во-вторых, данный курс позволяет получить представление о характере влияния макроэкономической политики государства, а также различного вида позитивных и негативных шоков на деятельность более мелких экономических субъектов: инвесторов, потребителей, компаний, банков и т.п.
Учебное пособие содержит различные статистические данные по основным макропоказателям российской экономики, примеры, а также некоторые тестовые задания, используемые автором для сессионного контроля знаний студентов.



На структуру этого пособия и организацию курса в целом во многом оказало участие автора в различных семинарах, летних школах, организованных Институтом Мирового Банка, Российской Экономической Школой и Европейским Университетом в Санкт-Петербурге. Автор благодарит проф.

Денисову И.А. (РЭШ), проф. Барри Харрисона (Ноттингемский университет) и проф. Борисова К.Ю. (Европейский университет) за опыт, полученный от участия в организованных ими курсах лекций и практических занятий по макроэкономике.

Разработка данного пособия и курса макроэкономики проводилась при грантовой поддержке Института "Открытое Общество" в рамках мегапроекта "Образование в России" по направлению "Программа поддержки кафедр региональных университетов".




Содержание  Назад  Вперед