d9e5a92d

Выполнение расходной части консолидированного бюджета


Другим направлением, объясняющим влияние проводимой государством политики на экономическую ситуацию, являются циклы Партисана (Partisan cycles)914. Цикличность в экономике объясняется идеологическими различиями между приходящими к власти партиями. Левые партии тратят больше усилий на снижение уровня безработицы, в то время как правые на снижение темпов инфляции.

Дальнейшее развитие этого подхода объясняет экономические циклы фактом существования долгосрочных трудовых контрактов, не позволяющих мгновенно корректировать реальную заработную плату в ответ на неожиданные денежные шоки (положительные или отрицательные), вызванные сменой правительства после выборов915.
Проведено множество эмпирических исследований для различных моделей политико-деловых циклов. Первоначально внимание исследователей было приковано в основном к изучению политико-деловых циклов в промышленно развитых странах916. В последние годы классические теории политических деловых циклов активно применяются для анализа ситуации и в развивающихся странах.

Так, например, в исследовании Шукнича были обнаружены циклы Нордхауза в 35 развивающихся странах917.
Из российских работ по проблемам политико-деловых циклов можно отметить исследования опыта думских выборов 1993-1995 годов, в которых выявляется искаженный политический деловой цикл: жесткая кредитно-денежная политика правительства перед выборами и популистские меры правительства после выборов. Комплекс стабилизационных мер правительства привел к поражению партии власти на выборах 1995 года в Государственную Думу. В 1994 году после поражения правительство пыталось пойти по пути "немонетарных мер борьбы с инфляцией", что привело к обострению экономического кризиса918.
Для анализа политических деловых циклов в России значительный интерес представляют выборы президента России в середине 1996 года, которые были по существу первыми «настоящими» выборами как для избирателей, так и для политиков.
Характеризуя предвыборную ситуацию в России конца 1995 года, можно говорить о глубокой политической неопределенности. Мало кто сомневался, что будет только два главных действующих лица Б.Ельцин и Г.Зюганов (непонятна была позиция с А.Лебедем). В начале года было очевидно превосходство позиций Зюганова над Ельциным, однако в апреле рейтинги кандидатов практически выровнялись (см. табл.

15.1).
Действия, проводимые правительством во главе с В.Черномырдиным, были направлены на сохранение Б.Ельциным поста президента (тем более, что премьер отказался от борьбы за пост президента, можно предположить, в обмен на гарантии сохранения своего поста в случае победы Б.Ельцина). Задержки с выплатой заработной платы (в первую очередь работникам бюджетной сферы) представлялись одной из основных проблем для правительства и президента.
При этом кривая Филлипса (связывающая уровень инфляции и безработицы) для России приобретала особенный вид, что было связано с высоким уровнем скрытой безработицы. Расширительная кредитно-денежная политика приводила не к сокращению уровня безработицы (за счет увеличения темпов инфляции), а скорее, к сокращению задолженностей по заработной плате.
Таблица 15.1
Если во второй тур президентских выборов выйдут Ельцин и Зюганов,
за кого бы из них вы бы проголосовали?
(в % от опрошенных)

Дата
За Ельцина
За Зюганова
Против обоих
Пока не определились
22.01
17,7%
33,3%
21,7%
27,30%
19.02
20,9%
33,5%
21,5%
24,10%
11.03
24,4%
32,3%
21,3%
22,00%
25.03
28,9%
30,0%
16,7%
24,40%
08.04
28,4%
29,3%
17,6%
24,70%
22.04
31,1%
28,7%
17,0%
23,20%
05.05
36,9%
30,8%
14,6%
17,70%
20.05
39,7%
29,2%
12,3%
18,80%
03.06
43,0%
28,3%
11,4%
17,30%
10.06
44,6%
30,3%
10,7%
14,40%
20.06
46,0%
29,5%
5,1%
19,40%
24.06
45,9%
25,5%
5,9%
22,70%
27.06
44,6%
26,9%
6,3%
22,2%
30.06
45,0%
29,8%
6,3%
18,90%
<

p> Источник: Президентские выборы 1996 года и общественное мнение. М.: ВЦИОМ, 1996.

Однако правительство отказалось от масштабного увеличения денежной массы для обеспечения победы Б. Ельцина, в основном из политических соображений. Сокращение темпов инфляции было чуть ли не единственным заметным экономическим достижением с 1992 года. Если бы в случае широкой расширительной денежной политики произошел бы новый виток инфляции, то вовсе не факт, что выплаты пенсий и зарплат компенсировали бы его в глазах избирателей (итоги выборов в Государственную Думу 1995 года наглядное подтверждение того факта, что формальная выплата пенсий ещё не обеспечивала победу на выборах).

Было бы идеально для правительства провести такую политику, при которой бы все позитивные эффекты проявились до выборов, а негативные гарантированно после. Именно такую политику и избрало правительство "накачку" экономики непосредственно перед выборами (в мае-июне темпы роста денежной массы М2 составили 3,1%). При этом резкое увеличение государственных расходов сопровождалось крупными заимствованиями на внутреннем рынке, что позволило избежать инфляции в краткосрочном периоде и одновременно решить проблемы с выплатами заработной платы.
Таблица 15.2
Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года
(в % от ВВП)

I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
Всего доходы
16,60
18,09
19,85
20,34
21,20
21,91
22,12
22,99
22,69
22,63
22,81
24,76
РАСХОДЫ
Государственное управление
0,42
0,70
0,78
0,82
0,77
0,83
0,83
0,80
0,77
0,75
0,75
0,76
Международная деятельность
0,68
0,64
0,62
0,62
0,61
0,68
0,69
0,70
0,88
0,93
0,90
1,18
Национальная оборона и правоохранительная деятельность
7,67
3,83
4,03
4,62
450
4,48
4,41
4,55
4,45
4,34
478
4,57
Фундаментальные исследования
0,05
0,25
0,30
0,33
0,30
0,29
0,29
0,29
0,30
0,30
0,29
0,31
Услуги народному хозяйству
4,51
5,62
5,75
6,44
6,55
6,55
6,46
6,83
6,69
6,73
6,91
7,87
Социальные услуги
5,34
6,93
7,92
8,50
8,53
8,75
8,44
8,56
8,25
8,11
8,09
8,35
Обслуживание государственного долга
1,50
1,27
1,54
1,36
2,26
2,09
2,08
2,04
1,93
1,89
1,85
1,98
Прочие расходы
1,13
1,49
2,03
2,01
2,15
2,50
2,76
2,87
2,75
2,65
2,68
2,79
Итого расходов
16,31
20,74
22,98
24,70
25,68
26,16
25,96
26,65
26,02
25,69
25,74
27,81
Ссуды за вычетом погашений
2,35
0,93
0,46
0,51
0,40
0,38
0,76
1,14
0,96
0,90
0,85
1,12
Расходы и ссуды за вычетом погашений
18,66
21,67
23,43
25,21
26,09
26,54
26,72
27,79
26,98
26,59
26,59
28,93
Дефицит бюджета
-2,06
-3,58
-3,58
-4,87
-4,89
-4,63
-4,60
-4,80
-4,29
-3,96
-3,78
-4,17
Общее финансирование, в том числе
2,06
3,58
3,58
4,87
4,89
4,63
4,60
4,80
4,29
3,96
3,78
4,18
внутреннее финансирование
1,15
2,47
2,55
2,87
2,52
2,81
2,78
3,18
2,89
2,58
2,28
2,70
внешнее финансирование
0,91
1,10
1,03
2,00
2,37
1,82
1,82
1,62
1,40
1,37
1,50
1.47

Источник: Минфин.

Низкий уровень исполнения бюджета 1996 года (как по расходам, так и по доходам) не мог быть аргументом сторонников Ельцина. Поэтому популистское расширение социальных статей расходов непосредственно перед выборами в первой половине 1996 года (см. табл. 15.2) погашение задолженностей до 1 апреля 1996 года работникам бюджетных организаций, выплата задолженностей по пенсиям до 1-го мая и др. пришлось компенсировать секвестированием остальных статей.

Так, за первое полугодие удельный вес заработной платы в расходах бюджета составил порядка 30% (при плане 15%). Все это наложилось на кризис в доходной части бюджета, т.к. собираемость налогов в 1996 году значительно упала.

Основными факторами низкой собираемости налогов стали рост противозаконного уклонения от налогов, рост дебиторской задолженности привел к сокращению налоговой базы основных налогов (НДС и налогов на прибыль), бартеризация экономики.
Наиболее ощутимыми негативными результатами проведения популистской политики 1996 года стали высокие процентные ставки на отечественных финансовых рынках, возросший дефицит бюджета, взявшего на себя значительные обязательства по выплатам пособий, зарплат и пенсий, значительное увеличение государственного долга и сокращение валютных резервов (на 23% за первое полугодие 1996 года).
Все указанные проблемы и предопределяли направление стабилизационной политики после победы на выборах 1996 года919.



Содержание раздела