d9e5a92d

Механизм формирования политического делового цикла


В дополнение к трансакционным издержкам откажемся от предпосылки о дискретном времени и рассмотрим модель с непрерывным временем, которое изменяется от 0 до + (данная предпосылка носит технический характер и необходима для более наглядной интерпретации результатов анализа).
Предположим, что в моменты времени te, когда
te = t0+ n* , где n = 0, 1, 2, …,
издержки переизбрания равняются EC (election costs).
В другие моменты времени t, когда
t t0+ n* , где n = 0, 1, 2, …,
издержки переизбрания равняются IC (impeachment costs).
При этом EC IC, а длительность одного срока политика.
Это означает, что существуют упорядоченные моменты времени (выборы), в которые возможна смена существующих деятелей (в случае, если они не удовлетворяют интересам индивидов) с достаточно низкими издержками, в другие же моменты времени эти издержки превышают издержки выборов. (Модель избрания, описанная ранее, есть частный случай данной ситуации, в котором EC = 0, IC и 0).
Как и раньше, в каждый момент времени t политик в состоянии получить xmax (в основе этой предпосылки лежат те же самые аргументы, как и в предыдущем случае). Полезность политика Ї строго возрастающая функция от дисконтированного потока ренты.
Политик, как и раньше, максимизирует дисконтированный поток рентных платежей922. Каждый момент времени политик имеет возможность получать хt [0, xmax]. При этом хt=0 будет означать, что он не будет получать никакой ренты, т.е. доход, который он получал бы в случае равновесия на идеальном "политическом рынке" (хt = xmax), соответствует ситуации, при которой политик использует все возможности извлечения властной ренты.
Политик будет переизбран в случае, если суммарный поток рент после момента последнего избрания не превысит некоторой величины х*. Данное условие полностью соответствует ситуации, описанной ранее для одного периода времени, разница заключается лишь в том, что х* в данном случае отражает накопленные рентные платежи.
При этом политик будет досрочно отстранен, если его накопленная рента за период с последних выборов превысит х**, где х** дополнительная "мера терпимости", описывающая поведение граждан общества: при превышении накопленной ренты за срок от последних выборов х** политик будет переизбран досрочно (х**x*).
Будем предполагать, что величины х*, х**, хmax, и однажды будучи выбраны, остаются постоянными на протяжении всего периода времени.

  1. Механизм формирования оптимального политического делового цикла
  1. Механизм формирования политического делового цикла


Рассмотрим возможное поведение политиков.
Политик, принимая решение о выборе стратегии, будет использовать критерий максимизации дисконтированного потока рентных платежей.
Для политика доступны следующие стратегии:
1.Стратегия "быстрой наживы": когда политик решает получать максимально возможную ренту в первый срок.
2.Стратегия "долговременного пребывания": когда он решает переизбираться каждый срок, бесконечное количество раз.
Доказательство того, что оптимальных промежуточных стратегий (когда он решает избираться на несколько сроков, а затем уйти) не существует, аналогично тому, что было проделано выше для более простой модели.
Выбор стратегии поведения будет зависеть от соотношения между x*, x** и xmax.
xmax Ї это максимально возможный поток политической ренты за один срок.
Рассмотрим возможные случаи:
1) x*/ xmax x**/ xmax .
Как было показано, возможны две стратегии поведения:
1. Стратегия "долговременного пребывания": политик каждый срок будет получать поток рентных платежей, равный х*. Максимизируя дисконтированный поток рентных платежей, политик в начале каждого периода будет стремиться максимально быстро получить свое х* (на это ему потребуется времени х*/хmax), а затем вести "кристально честную" деятельность, вплоть до новых выборов. Таким образом, политик будет получать рентные платежи в периоды от k до k + х*/хmax ,
где k = 0,1,2, ...


Дисконтированный поток платежей для данного случая представлен на рисунке 15.1а923.




2. Стратегия "быстрой наживы": политик получает максимально возможную ренту в первой срок (см. 15.1б). При этом политик будет получать ренту до момента импичмента, т.е. в период времени от 0 до х**/хмах.
Дисконтированный поток ренты представлен на рисунке 15.1б924.
Потери от поиска ренты для избирателя будут большими в случае, когда политики выбирают стратегии "быстрой наживы", т.к. в ситуации "долговременного пребывания" возникают моменты времени, в которых политик не получает никакой политической ренты.
2) x*/ xmax x**/ xmax .
В данной ситуации стратегия "долговременного пребывания" будет приносить такой же поток ренты, как и в случае 1 (см. 15.1а).
Но при использовании стратегии "быстрой наживы" момент перевыборов будет наступать раньше, чем импичмент925.
Потери для членов общества от извлечения политической ренты будут крупными и в случае "быстрой наживы". Отличие от ситуации 1 будет в том, что переизбрание происходит с издержками EC, тогда как в первой ситуации переизбрание осуществлялось с издержками IC.


15.1. Временная структура потоков ренты для двух случаев. (Верхний рисунок (а) соответствует случаю выбора политиком стратегии "долговременного пребывания", нижний (б) ситуации, в которой политик выбирает стратегию "быстрой наживы". Одинаковой штриховкой показаны потоки ренты, принадлежащие одному и тому же политику.)
3) x*/ xmax x**/ xmax .
Это ситуация, в которой стратегии "долговременного пребывания" и "быстрой наживы" неразличимы, т.к. при таком параметре x* политик может себе позволить получать xmax в течение всего срока, и при этом он будет переизбран на следующий срок926.
Анализ показывает, что для первых двух случаев (третий случай является скорее исключением, в рамках которого политику не нужно заботиться о своем переизбрании, т.к. его переизберут при любом исходе), когда у политика имеется возможность выбора собственной стратегии поведения, его стратегия "долговременного пребывания" и приводит к формированию традиционного политического делового цикла Нордхауза.
При этом политик сразу после выборов проводит политику, приносящую ему выгоды, т.е. извлекает собственную политическую ренту, после которого наступает период, когда он вынужден обеспечивать максимальное благосостояние избирателей (см. 15.1а).
Структура рентных платежей, изображенная на 15.1а, возникла из-за максимизации политиком дисконтированного потока, при предположении, что для избирателя все периоды одинаково ценны, т.е. мы смотрим на х* как на сумму всех потерь во все моменты t. В случае введения дисконтирующего фактора в уровень терпимости х*, полученный на 15.1а, результат был бы ещё более строгим, т.к. у политика появился бы ещё аргумент в пользу того, что все выгоды надо получать в начале своего срока пребывания.
Как уже упоминалось в базовой модели и как будет показано дальше, именно стратегия "долгосрочного пребывания" будет желательна в большинстве случаев для избирателей.
Подобные рассуждения о механизмах формирования политического делового цикла не говорят нам, каким именно образом будет реализована процедура извлечения ренты политиком. Под данную схему подходят все разновидности циклов Нордхауза, а также некоторые другие механизмы.
Сразу после выборов следует период ужесточения политики, проводимой правительством (монетарной или фискальной). В терминах модели это соответствует потерям избирателей. Перед очередными выборами политика расширения соответствует участку, при котором избиратель получает максимальный уровень дохода.
Так, например, перед выборами президента в 1996 году расширительная фискальная политика соответствовала участку с максимальными выгодами для избирателей. Обслуживание возросшего долга и высокие ставки процента оказались теми самыми механизмами, связывающими потери избирателей и выгоды действующего правительства от переизбрания президента Б.Ельцина.
Подобная схема также распространяется и на механизмы, связанные с объяснением политических деловых циклов через отсутствие информации у избирателей относительно типа правительства (например, благонамеренности). Правительство перед выборами проводит максимально "чистоплотную" политику, демонстрируя свою благонамеренность.
Существует ли оптимальный (с точки зрения избирателя) срок, на который следует выбирать политиков?

  1. Оптимальный политический деловой цикл

Каким образом срок правления влияет на выбор стратегии политиков? Построим функции дисконтированных потоков ренты для двух стратегий в зависимости от (длительности срока переизбрания). Аналитические выражения уже получены нами выше при рассмотрении стратегий политиков.
Возможно несколько случаев взаимного расположения функций дисконтированных потоков. На 15.2 изображена ситуация, при которой экспоненциальный участок кривой "долговременного пребывания" пересекает постоянной участок кривой "быстрой наживы".






Содержание раздела