Низкая собираемость налогов
При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны , ( от латинского слова fiscus - государственная казна ).
Фискальная функция - основная , характерная изначально для всех государств . С ее помощью образуются государственные денежные фонды , т. е. материальные условия для функционирования государства . Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества .
Государство устанавливая налоги , стремиться прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач .
В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию .
Однако ближе к концу 19 века , во времена больших социальных потрясений , формируется новая теория , рассматривающая налоги как социальный регулятор , своего рода орудие социальных реформ , направленных на постепенное выравнивание доходов населения . Во второй половине 30- х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста . С середины 20-го века регулирующая функция налогов получают всеобщее признание и широкое применение .
Мировой опыт свидетельствует о том , что функции налогов меняются по мере развития государства .
Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики , а налоговые службы осуществляют связь предпринима-теля с государством , то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер , а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов , тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо . Положение действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности , но стимулирует затратные , ресурсо - и трудоемкие методы хозяйствования . В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей , а также не отражены интересы регионов .
Кроме того , в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение , что уклонение от налогов - тяжкое зло .
Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность , внутренее содержание .
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения , т. е. она обусловливает регулирующую функцию .
Регулирующая функция означает , что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство , стимулировая или сдерживая его темпы , усиливая или ослабляя накопление капитала , расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения . Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи . Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства , что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны , на все стадии воспроизводства .
Рост производительных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс . Это подняло на новую ступень налоговое регулирование . С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения и прибыль предприятий , а главными субъектами - физические и юридические лица .
По своей структуре , принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам .
Однако следует отметить , что не одна из вышеприведенных функции не работает в российской экономике . Вместе с тем , чтобы выполнялась главная фискальная функция , необходимо задействовать все остальные . К сожалению , у нас даже фискальная функция полностью не реализуется . Об этом свидетельствует низкая собираемость налогов .
Во-первых , налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса , а через механизм рыночного спроса может содействовать производству или тормозить его . Во-вторых , размер налогов определяет уровень оплаты труда , так как она включает налоговые платежи . В-третьих , от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг . Данное соотношение является для предпринимателей определяющим в процессе использования и реализации производственных мощностей .
Налоговая система должна быть стабильной , в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений , что мешает , в свою очередь , формированию рыночных отношений . Таким образом , назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства .
При повышении ставки налога мы сталкиваемся еще с одной проблемой , в частности с такой серьезной как утечка капитала .Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств , выделяемые на поддержку процессов российских реформ . Отток в действительности подрывает процесс реформ , так как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России , а не из-за рубежа . Согласно Жаку Рогозинскому , архитектору приватизации в Мексике ,покончить с бегством капитала можно , только "создав стабильную монетарную обстановку , установив реальные ставки банковского кредита , разумную систему налогов и торговых правил , и тогда деньги вернуться " Облагать капитал чрезмерными налогами контрпродуктивно , ибо это может только поощрить е его бегству из страны . Наращивание капитала является ключом к экономическому росту и повышения уровня жизни населения . Налоговое законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала . Российское же налоговое законодательство содержит в себе все " грехи " , связанные с неразумным отношением к капиталу . Выходом является снижение налогов . Уильям Эггарс , когда он сотрудничал с Фондом наследия , отмечал в своей работе " Повестка дня для Восточной Европы в пользу налогов на благо развития" , что бывшее коммунистические страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом . Чтобы добиться этого , они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15% , используемый в Гонконге . Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и тем не менее в среднем ежегодно увеличивает свой валовый национальный продукт на 6,4% в пересчете на душу населения . В тоже время в США этот показатель равен 2,4% , а в Западной Германии - 3,3% .
Очевидно , что нынешние налоговые ставки в России чрезмерно высоки . Люди по-прежнему не желают столько платить . Россия , как и раньше , испытывает бюджетный дефицит , а ее население тратит слишком много дорогого времени не на производство необходимых товаров, а на то , как бы избежать уплаты налогов . Упростив налоговую систему , сократив налоги , взымаемые с предприятий до, быть может , такого же универсального уровня в 15% , отменив НДС , введя общий 15% налог на индивидуальные доходы , правительство могло бы найти лучшее из возможных решений многих экономических проблем- решение, в котором так остро нуждается сейчас Россия .
В ряде ведущих стран (США,Японии,Англии и др.) происходит понижение налоговых ставок и количество налогов с одновременным расширением базы налогообложения , уменьшаются количество и размеры налоговых льгот .
С позиций стоящих перед Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями налоговой политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов .
Формирования налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения производителей независимо
от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы
собственности;
- равенства налогового бремени для различных категорий
плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковых условий налогообложения для предпринимате-
лей, занятых в производстве, и потребителей.
Первыми шагами к достижению указанных целей могло бы стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста.
Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях:
- обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ;
- резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;
- создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.
Содержание раздела