Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Решение основной экономической проблемы предполагает соответствующий набор организационных обустройств и институтов (структур), которые появляются в наличии двух систем: народное хозяйство с его отраслями и предприятия.
На уровне народного хозяйства решение основной экономической проблемы состоит в повышении благосостояния всего народа посредством проведения структурных изменений в производстве, установления приоритетов в развитии отраслей, перераспределения материальных благ и создания общехозяйственных условий для динамичного развития экономики в будущем.
На уровне предприятия решение основной экономической проблемы протекает в форме создания конкретных продуктов и оказания услуг. На этом уровне хозяйственные процессы организуются в соответствии со спросом и предложением.
Так, например, проблема выбора: что, в каких количествах и в какой манере производить, решается на каждом предприятии в соответствии с имеющимся на рынке спросом и возможностью получения прибыли в размерах, обеспечивающих предприятию экономический рост и жизненный стандарт его работников.
Предприятие, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно представляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении социальных программ.
Создание продуктов и оказание услуг происходит посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.
Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Т.е. чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Предпринимательство и предприятие
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребности и получение прибыли.1
Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица).
Статус предпринимателя приобретают после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином - индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Предприятие
Основной формой организации предпринимательства является предприятие.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:
Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.
Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:
Типы предприятий
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируют по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.
ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
пПо отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности:
пПо форме собственности:
пПо характеру правового режима собственности:
с общей долевой собственностью
с общей совместной собственностью
пПо мощности производственного потенциала (размеру предприятия):
пПо преобладающему производственному фактору:
пПо принадлежности капитала и контролю над ним:
пВ зависимости от пределов ответственности:
пПо организационно-правовой форме предпринимательской деятельности:
пПо виду производимой продукции:
Классификация по виду и характеру деятельности
Прежде всего предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны - промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, науке и образованию, культуре и т.д.
Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса, профессиональным составом кадров и пр.
Классификация по размерам предприятия
Размеры предприятия определяются количеством занятых работников.
Малые предприятия - до 50 занятых; средние - от 50 до 500; крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.д.
Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия.
Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей малого и среднего частного предпринимательства.
Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:
Трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995г. было определено понятие малого предприятия. Под субъектом малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым - установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100; в сельском хозяйстве, в научно - технической сфере - 60;, в оптовой торговле - 50; в розничной торговле - 30; в других отраслях - 50 человек.
На 1 января 1999 г. в России функционировало 868 008 МП. Если сравнить 1998 и 1997 гг., то их число несколько увеличилось.1