d9e5a92d

Холдинг - компании


Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и пр.
Для картеля характерны следующие признаки:

  • договорный характер объединения
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом.

Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников.

Прибыли участников пула поступают в "общий котел", а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.
Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате.
Концерн - союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства, при наличии одного ведущего направления на основе общей финансовой зависимости от головной компании.
Концерн обычно является производственным объединением, в которое входят предприятия разных отраслей. В зависимости от этого концерны имеют характер "вертикальных" или "горизонтальных" объединений.

Первый тип объединений охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные), второй - предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
Холдинг - компании.
Их основная деятельность состоит: в постоянном приобретении акционерного капитала других фирм; в содержании акционерных портфелей (контрольных пакетов акций).
Благодаря обладанию контрольного пакета акций холдинг - компания руководит зависимыми фирмами:

  • обеспечивает финансовую поддержку;
  • определяет стратегию инвестиций;
  • координирует направления развития в соответствии с целями и задачами головного общества.

Участие холдинг - компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только держат акции других компаний, но и вынуждают последних к закупке своих собственных ценных бумаг. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании.

Такая система усложняется еще и тем, что материнская компания приобретает акции не только дочерних, но и внучатых и правнучатых и т.д. компаний.

В свою очередь последние также покупают акции ведущего общества.
С развитием системы участия холдинг - компании по своим функциям и характеру деятельности все больше сближаются с банками.

Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Исторически процессу диверсификации предшествовало:
1.Горизонтальная интеграция - увеличение значения крупных фирм внутри отрасли, сосредоточение в их руках все большей доли производства в отрасли. Горизонтальная интеграция характерна для начала ХХ в.


2.Вертикальная интеграция - проникновение крупных фирм в другие отрасти, являющиеся по отношению к их основной отрасли последовательными ступенями производства. С 20-х годов ХХ в. по настоящее время вертикальная интеграция играет главенствующую роль в процессе концентрации и централизации капитала.
Диверсификация - это проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи с их отраслью. Процесс диверсификации получил наибольшее распространение после второй мировой войны.1
На сегодняшний день диверсификация - главное направление процесса концентрации в Японии, где доля вертикальных слияний составляет 14.2%, горизонтальных - 23,4%, диверсификационного типа - 55%. В США на долю диверсикационных слияний и поглощений приходится около 65% их общего количества.1 Диверсификация приводит к образованию концернов и конгломератов.

Финансово-промышленная группа
Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыла товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест (Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ " О финансово-промышленных группах", ст.2).
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.
ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.
Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.
ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.
ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия.
Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.
В настоящее время в России зарегистрировано более 80 ФПГ. В целом ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью, охватив более 100 направлений деятельности в разнообразных отраслях.
Существующие российские ФПГ можно классифицировать по различным признакам: масштабу деятельности, способу создания, типу организационного строения, специфике центра формирования ФПГ, видам и др.
При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд.

ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

Предприятие как субъект хозяйствования
Предприятие - основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (доходов).19
Первоначально в отечественной политике акцент был сделан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В настоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект, и в статистике приводятся группировки по секторам экономики.
Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом.
Эти положения трактуются в статье 48 ГК РФ в следующей редакции: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.



Содержание раздела