d9e5a92d

Ставки основных налогов в различных странах


В ряду прочих, не менее острых проблем экономики, эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию налоговым законодательством.
В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода из экономического выхода цент тяжести федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные , при этом представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия :
1) Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку , согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства , направляемые на инвестиции .
2) Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости , крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того , находятся они во владении физического или юридического лица , при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления , которые необходимо специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот .
3) Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов, включающего целенаправленную работу налоговых и таможенных органов , торговой инспекции , правоохранительных органов , и изменение законодательства , регламентирующего их деятельность ( особо следует отметить меры по борьбе с неучитываемым наличным оборотом , включая обязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п. )
4) Постоянно совершенствовать технику налогообложения , преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разных условиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля , способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям и т. д.
5 ) Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве , либо неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства , препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов .
6) Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от их уплаты .
7) Уменьшать число налогов , сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения .


Ставки основных налогов ( платежей ) в различных странах ( % )

Налог Налог Промысловый Дополнительный НДС Социальные платежи Налог на личные доходы
на на налог на налог на дивиденты
Страна имущество прибыль в зависимости от
пред- прибыль зарплату участия в капитале необлага мин. макс.
приятия емый ставка ставка
существ. несущест. наниматели работники доход
участие участие млн. руб

Гонконг 1,5 17,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 15,0 0,0 0,0 15,0 15,0
Сингапур 1,6 27,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 22,5 18,5 11,3 2,5 40,0
США 5,0 34,0 0,0 0,0 5,1 4,0 4,0 18,0 17,2 18,5 15,0 33,0
Соед.Кор. 0,0 35,0 0,0 0,0 0,0 13,3 15,0 5,0 2,0 9,7 25,0 40,0
Испания 0,0 35,5 0,0 0,0 0,0 5,1 12,0 35,0 6,0 11,4 25,0 56,0
Дания 0,0 40,0 0,0 0,0 0,0 25,0 24,5 0,0 0,0 11,8 40,0 60,0
Нидерланды 0,0 35,0 0,0 0,0 0,0 35,0 18,5 12,2 17,1 6,0 35,1 60,0
Швеция 0,0 30,0 0,0 0,0 0,0 30,0 23,5 39,0 0,0 30,0 33,0 65,0
Люксембург 0,5 34,7 10,0 0,0 0,0 34,7 18,5 18,1 11,4 15,3 10,5 58,8
Португалия 0,0 36,5 0,0 0,0 5,0 28,2 17,0 24,5 11,0 4,6 16,0 40,0
Норвегия 0,3 23,0 0,0 0,0 27,8 27,8 20,0 10,0 7,8 12,2 26,0 53,5
Ирландия 0,0 43,0 0,0 0,0 0,0 20,8 22,0 12,0 7,7 10,8 32,0 56,0
Франция 0,0 37,0 0,0 0,0 1,9 3,8 18,6 38,0 9,0 7,1 5,0 56,8
Австрия 1,5 30,0 13,5 2,0 0,0 25,0 20,0 16,5 15,1 6,4 10,0 50,0
Бельгия 0,0 39,0 0,0 0,0 3,9 3,9 19,0 24,8 12,5 13,6 25,0 55,0
Италия 0,0 36,0 0,0 0,0 0,0 0,0 19,0 50,0 8,6 1,8 10,0 50,0
Греция 1,5 46,0 0,0 0,0 0,0 0,0 16,0 23,0 14,5 4,7 21,0 50,0
Германия 1,3 50,0 18,0 0,0 -14,0 -14,0 14,0 18,6 18,6 22,7 19,0 53,0


Финляндия 1,0 25,0 0,0 0,0 0,0 0,0 22,0 28,2 7,3 19,3 25,8 57,8
Ср. по З. Евр. 0,4 36,9 2,8 0,1 1,3 16,3 18,6 21,9 9,1 9,9 22,4 54,5
Польша 0,0 40,0 0,0 0,0 20,0 20,0 22,0 49,0 0,0 0,6 20,0 40,0
Россия 2,0 35,0 0,0 0,0 15,0 15,0 21,5 41,0 1,0 0,4 12,0 30,0

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ СТРАНАМ
( ДОЛЯ НАЛОГОВ ( ПЛАТЕЖЕЙ ) В ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ).



ВАРИАНТА РАСЧЕТА Факторный анализ доли налогов (платежей)
Страна в различных элементах добавленной стои- мости ( с начисленными налогами ), %
С необлагаемым минимум Без необлагаемого минимума
индивидеального дохода индивидуального дохода

1- 2- 3- 1а- 2а- 3а-
с учетом Без учета с нулевой с учетом без учета с нулевой Амортизация Зарплаты дивидендов
льглт участия льгот участия ставкой льгот участия льгот участия ставкой
налога на налога на
дивиденты дивиденты

Гонконг 20,5 20,5 20,5 20,5 20,5 20,5 0,0 26,1 17,5
Сингапур 29,1 29,1 29,1 29,7 29,7 29,7 0,0 33,5 27,0
Соед. Кор 34,7 39,6 34,7 41,1 46,0 41,1 13,0 18,8 43,5
Испания 39,5 41,2 39,5 46,1 47,8 46,1 10,7 37,8 42,4
Дания 41,1 49,1 41,1 52,8 60,9 52,8 19,7 19,7 51,8
Нидерланды 41,7 53,8 41,7 49,1 61,2 49,1 15,6 37,6 45,2
Швеция 41,9 51,2 41,9 49,1 58,5 49,1 19,0 41,7 43,3
Ср. по З.Европе 42,8 47,3 42,4 47,9 52,5 47,5 15,7 37,2 47,5
США 43,1 43,1 43,1 46,3 46,3 46,3 6,5 34,7 41,2
Люксембург 44,5 55,0 44,5 46,9 57,4 46,9 15,6 36,7 50,4
Португалия 44,6 52,1 43,0 45,2 52,7 43,6 14,5 41,1 48,8
Норвегия 44,8 44,8 33,4 50,4 50,4 39,1 16,7 30,2 53,7
Ирландия 45,1 51,3 45,1 53,0 59,2 53,0 18,0 32,5 53,3
Франция 45,4 46,0 44,8 46,2 46,8 45,7 15,7 44,4 47,9
Австрия 45,7 53,3 45,7 47,9 55,4 47,9 16,7 40,9 49,5
Бельгия 46,0 46,0 44,8 51,5 51,5 50,3 16,0 41,1 50,7
Италия 47,3 47,3 47,3 48,7 48,7 48,7 16,0 50,8 46,2
Греция 47,5 47,5 47,3 52,0 52,0 52,0 13,8 40,1 53,4
Финляндия 39,1 39,1 39,1 45,0 45,0 45,0 18,0 40,7 38,5
Польша 56,2 56,2 51,1 57,2 57,2 52,1 18,0 53,8 60,7
Россия 58,4 58,4 55,4 58,4 58,4 55,4 20,2 59,3 55,9



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги проделанной работы считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. Необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая налогоплательщика , налоги душат его, сужая тем тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры по ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов.

Требуются изменения , которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать.

А для этого необходимо , с одной стороны , ослабить налоговый пресс , с другой , - уста-новить дополнительные льготы для тех , кто станет вкладывать средства в производство.

2. Необходима дифференциация налоговых ставок ( в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций. Установление же с 1 января 1994 г. практически единой для всех предприятий ставки налога на прибыль представляется совершено экономически неоправданным.

Ранее существовавшая повышенная ( в размере 45%) ставка налога для посреднических организаций , брокерских контор и бирж ликвидирована; таков весьма своеобразный "приоритет", пре-доставленный производителям продукции.

3. Одновременно с этим законодательно установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать в зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах. В частности, целесообразно установить порядок , при котором за каждый процент прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается (повышается ) на 0.5-0.7 пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы
установить для приоритетных отраслей народного хозяйства , распространив в дальнейшем на остальные предприятия. Во избежание увеличения объема технической работы налогоплательщиков и налоговых органов ставку налога следовало бы корректировать раз в год по предоставлении годового отчета.

4. Серьезному анализу должен быть подвергнут налог на добавленную стоимость (НДС). В условиях динамичных инфляционных процессов и огромной его ставки этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве.

Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие цены.

Думается , нельзя умалять роль НДС в том, что в течение четырех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также гигантскими темпами растет взаимная задолженность предприятий и организаций. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру, перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться, на наш
взгляд, нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея в виду существенное снижение ставки .Здесь проблема упирается, как показывают расчеты, в ограни-ченные возможности бюджета.

Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом цен и отработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок. К тому же результату вело бы и оправ-
данное увеличение ставок налога на имущество предприятий.

В поисках выхода из тупика, в котором сегодня оказалось народное хозяйство России , нельзя , разумеется , уповать только на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить не в состоянии вообще , а в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей и расчетов между предприятиями , реское снижение темпов инфляции, поддержку малого бизнеса . Но эта программа не даст положительных результатов , если оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов.

Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом , которую проводит государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.

Литература :





1. Макконелл К . Р . Брю С . Л . “ Экономикс “ Москва изд. “ Республика “ 1992 г.

2. “ Налоговый вестник “ ежемесячный журнал 1995 - 1997 гг.

3. “ Общая теория финансов “ учебник , Москва изд . “ Банки и биржи “ 1995 г.

4 Информационно - справочный журнал “ Консультант “ 1993 - 1996 гг.

5. “ Налоговый кодекс Российской Федерации . “ 1997 г.

6. “ Российский статистический ежегодник “ 1996 г. Госкомстат России .

7. И . К . Ларионов “ О налоговой системе России “ , “ Финансы “ 1995 г. № 1 , № 2

8. С . Г . Свитуньков “ Налоговая система России “ , учебное пособие , Ульяновск :

фМГУ ,1993 г .

9 . С . В . Барулин “ Налоги как инструмент государственного регулирования

экономики “ , “ Финансы ” 1996 г . , № 1

10 . В . Пансков “ Налоги и налоговая политика “ , “ Российский экономический

журнал “ 1996 г. № 1




































Содержание раздела