Ключевые проблемы России- модернизация, инвестиции, индустриальный рост. Сколько денег нужно России, чтобы модернизировать свою экономику? И за счет каких источников будет покрыта эта потребность в деньгах ?
Инвестиционные программы регионов (в стране их 89) обычно составляют 2-3 млрд. долл. США на 4-5 лет вперед. Обычное умножение дает минимальную потребность российской экономики в инвестициях на ближайшие годы- 200-250 млрд. долл. США. Примерно такие же оценки (150-200 млрд. долл.
США) сделаны Минэкономики (1996).
Дефицит финансовых ресурсов. Вызовом 30-х г.г. был дефицит внутренних финансовых ресурсов в СССР для целей индустриализации. Ответом стали командная экономика, уничтожение финансового рынка, принудительное распределение денежных ресурсов.
Вызовом 90-х г.г. стал острый дефицит денежных ресурсов для модернизации экономики.
Долларовый эквивалент рублевой денежной массы, находящейся в России, составляет всего 31.6 млрд.долл. США (октябрь1999), уровень финансовой глубины (“financial depth”, индикатор введен Мировым банком) экономики является одним из самых низких в мире, составляя 20-22% (Деньги + Квази-деньги / ВВП). Почти 50% этих финансовых ресурсов сконцентрировано в Москве, 63.7% внутреннего кредита (октябрь 1999) направляется на покрытие долговых требований государства, и только менее 1% на покрытие долгосрочных инвестиций.
Валютные сбережения населения в форме долларовой наличности (по оценке, 50-60 млрд. долл. США) и российские капиталы, вывезенные за границу (140-150 млрд. долл. США) -при уровне рисков, существующем в стране, не могут быть немедленно привлечены на цели инвестиций и, кроме того, значительная их часть (по оценке, не менее 50%) имеет неликвидную форму (недвижимость, вложения в бизнес за пределами России, страховые запасы).
Внешний долг перед Россией (примерно 120 млрд. долл. США)- в основном не погашаемый, замороженный при том, что почти 160 млрд. долл. США (июнь 1999 г.), которые должна Россия, являются живым, обслуживаемым долгом.
Таким образом, собственные финансовые источники для возобновления экономического роста в России отсутствуют. Дефицит средств на инвестиции, по оценке, - 90-95% потребности в них. При этом модернизация будет происходить во многом за счет импорта технологий и оборудования по мировым ценам (дефицит средств не может быть сокращен за счет внутренних, более низких цен).
Итоговый вывод - острейшая зависимость самой возможности модернизации экономики России, ее индустриального будущего от прямых иностранных инвестиций.
Дефицит прямых иностранных инвестиций. В 1994-98 г.г. Россия получила 13.6 млрд. долл. США прямых инвестиций, при том, что, например, Польша, Венгрия и Чехия- 41.7 млрд. долл.
США, Китай- 197.8 млрд. долл. США. “Побежденной” (как это бытует в западном сознании) России не был предъявлен новый план Маршалла, предложенный пакет помощи имел кредитную и консультационную основу. Наоборот, в 80-х г.г. либерализованная и кризисная экономика России стала донором для Европы (вывоз капиталов) и США (импорт долларовой наличности).
Сценарии. Наихудший сценарий- превращение России в развивающуюся экономику, с высокими военными и политическими рисками, угрожающую национализмом или религиозным фундаментализмом, в источник нестабильности.
Лучший сценарий- становление в России индустриальной рыночной экономики, интеграция с европейским миром.
Если мы намерены идти по этому сценарию, то усиление роли государства, о котором так много говорят сейчас, должно заключаться не в дальнейшем росте административной машины и регулятивных издержек, падающих на производителей, а в начале агрессивной политики стимулирования экономического роста (она отсутствовала в 90-х г.г.), в частности, финансовой и денежной политики экономического роста- и через нее- привлечение на цели модернизации части долларовых сбережений населения и вывезенных капиталов. Сначала внутри страны должен быть запущен в действие финансовый и денежный механизм экономического роста - и только потом, не раньше, придут масштабные иностранные инвестиции, являющиеся ключевым элементом модернизации экономики.
В итоге, резкий рост суррогатов денег (векселей) и бартера (почти 50% расчетов в хозяйстве осуществляется через них).
В итоге, в России создан масштабный внутренний дефицит денег (при огромном спросе на них). Этот дефицит в той мере, в какой он не определен падающим производством, носит искусственный характер и вызван тем, что Банк России с начала финансовой стабилизации (1994 -1995 г.г.) проводил чрезмерно жесткую денежную политику. В этой ситуации в стране становится искусственно “мало денег”, обостряется зависимость от иностранных инвестиций, более проблемными становятся бюджет и налоги, резко снижается ликвидность банков (в России они одни из самых “мелких” в мире), выше колебания финансового рынка (малые объемы, чрезмерная зависимость от иностранных игроков, искусственно высокие проценты, спекулятивные шоки).
Искусственный дефицит денег и неубывающая тяжесть бюджета вызывают быстрый рост доли денежных ресурсов страны, используемых государством, все меньшее финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и- в еще меньшей мере, по остатку- инвестиций.
В результате, объемы и структура денежного спроса подталкивают к перманентному экономическому и финансовому кризису.
Соответственно, денежная политика экономического роста означает рост монетизации ВВП хотя бы до 30-35% (при ее постепенном и негромком наращивании, удержании умеренной инфляции, стимулирующей экономический рост, при эмиссии денег, происходящей по каналам, связанным с реальным ростом товарного обеспечения, как это могло бы происходить при переучете ЦБР экспортных векселей).
Перераспределение внутреннего кредита в пользу экономики. 63.7% внутреннего кредита в России отвлечено на кредитование правительства (октябрь 1999 г., еще в 1993 г. этот показатель составлял только 19%, остальная часть внутреннего кредита шла на обслуживание экономики). Это один из самых высоких уровней этого показателя в мире.
В России эти деньги используются не на инвестиции (доля инвестиций в бюджете резко упала в 90-е г.г.), не на экономический рост, они покрывают только текущие потребности бюджетной сферы.
Экономический рост и иностранные инвестиции должны быть подготовлены реструктурированием внутреннего кредита, должна обозначиться ясно выраженная тенденция увеличения доли внутреннего кредита, направляемого на финансирование производства и торговли, и сокращения чрезмерно завышенной доли долгового финансирования правительства.
Отказ от практики искажения процентных ставок. Применение Банком России искусственно высоких ставок рефинансирования в 90-е г.г., шоковые изменения их размера, искусственно высокая реальная доходность госбумаг в 1996 и 1998 г.г. (при доминировании на рынке ЦБР и Сбербанка) крайне негативно влияли на возможности экономического роста, делали невозможным развитие рынка корпоративных облигаций и банковских кредитов в реальный сектор.
Снижение налоговой нагрузки. Существующая налоговая (налоги + квази- налоги) нагрузка в 33-40% ВВП является непомерно тяжелой для экономики России, испытывающей потребность в быстром экономическом росте. Она неадекватна периоду перехода от финансовой стабилизации к промышленному подъему и неизбежно, наряду с высокими неинвестиционными расходами государства, выводит Россию в зону стран с наиболее низкими или отрицательными значениями экономического роста.
По налоговым условиям российским компаниям невыгодно выплачивать дивиденды, инвестировать средства в ценные бумаги и, наоборот, выгодны массовое занижение прибылей и доходов, искусственная убыточность (более 40% предприятий убыточны).
Стимулирование экономического роста предполагает снижение налоговой нагрузки хотя бы до 27-30% ВВП, далее- до24-25, введение регрессивной шкалы налогообложения (снижение ставок налога на прибыль за рост выручки или прибыли компании в сопоставимых ценах).
Активная инвестиционная политика. Экономическому оживлению способствовали бы крупные инвестиционные проекты, частично спонсируемые государством (экспортные производства, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанные с улучшением качества жизни населения; налоговая амнистия и амнистия за вывоз капиталов; осторожное субсидирование кредитов и процентных ставок и рефинансирование коммерческих банков под ссуды реальному сектору (будут “воровать”, а что делать?); введение иммунитета внутренних инвесторов; создание налогового стимулирования частных инвестиций, прежде всего в ценные бумаги; отмена контроля за крупными расходами; реструктурирование рынков ценных бумаг и коллективных инвестиций и другие меры, которые должны активизировать внутренний денежный спрос и внутренние инвестиции, создать новую атмосферу промышленного подъема.
Весь опыт 90-х г.г. показал, что переходная, полувоенная экономика крупной индустриальной страны, не поддержанная масштабными западными прямыми инвестициями (какой является экономика России), не может- в своей трансформации в рыночную экономику- осуществить модернизацию без прямого вмешательства государства, без применения тех мер стимулирования государством экономического роста, которые свойственны, в частности, азиатским экономикам. Предпринятая в России попытка модернизации на основе либерализации цен, раздачи собственности и репрессивной денежной и финансовой политики, вызывающей падение инвестиций, была заранее обречена на неудачу.
Нам нельзя больше существовать по формуле: низкая монетизация + излишнее кредитование государства+ высокие налоги + отсутствие налоговых стимулов + высокие военные расходы + отсутствие инвестиций государства + контроль за крупными расходами + огромные регулятивные издержки и риски = отсутствие экономического роста + отсутствие иностранных инвестици + превращение в страну третьего мира