Цикл стратегического управления


Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта. Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти. Достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита.
Таким образом, цикл стратегического управления ( 8.2) состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводится SWOT-анализ, разрабатываются стратегия и способы ее реализации, построенные на философии организации, ее оргструктуре, подготовленности персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.


8.2. Цикл стратегического управления

После того как стратегия выбрана, она реализуется и осуществляется контроль полученных результатов. Затем цикл стратегического планирования начинается снова. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или единственно верную успешную стратегию. Процесс стратегического управления непрерывен.

Планы в организациях создаются отнюдь не для того, чтобы неукоснительно их выполнять; они лишь средство успешного управления, адаптирующего возможности организации к постоянно меняющимся условиям.
Таким образом, особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием муниципального образования является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся заботой не только управленцев, но и бизнесменов, политиков и, безусловно, всего населения территории.

Контрольные вопросы
1. В чем заключаются экономические, социально-психологические и правовые предпосылки муниципального менеджмента? Можно ли его средствами противостоять углублению кризисных явлений в нашей стране?
2. Какова сущность муниципального менеджмента и как можно радикально повысить его результативность?
3. Как реализовать принцип комплексности в муниципальном менеджменте?
4. Чем характеризуется отечественная культура муниципального менеджмента? Каковы критерии и этапы ее формирования?
5. Каковы уроки истории зарубежного опыта муниципального менеджмента для практики подготовки и переподготовки специалистов государственного управления и местной власти Российской Федерации?

9. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОПОРЦИЙ

9.1. Экономическое пространство России,
его макроэкономические региональные пропорции
Экономическое пространство России состоит из территориальных образований, регионов, районов и поселений, имеющих существенные отличия в уровнях экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях. Вместе с тем эти образования взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством.
В ходе длительного совместного развития российских регионов между ними сложились определенное общественное разделение труда и отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства страны. Для востока России, включающего шесть экономических регионов Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х годов в этих экономических регионах производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России, почти 75% угольной промышленности, свыше 75% черной и почти 90% цветной металлургии, около 60% химической промышленности, свыше 65% лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
В западных регионах Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Центрально-черноземном и Северо-Кавказском в основном сосредоточены ресурсообрабатывающие отрасли. В начале 90-х годов здесь производилось более 70% продукции легкой промышленности всей России, свыше 52% машиностроения и пищевой промышленности. Отраслевая специализация обусловила в каждом регионе высокую долю продукции, производимой для других регионов и получаемой из них.



В конце 80-х годов доля вывоза в производстве продукции и ввоза ее в ресурсах потребления отдельных укрупненных экономических районов характеризовалась следующими данными.
Из табл. 9.1 видно, что объем межрегиональных связей сопоставим с масштабами производства и потребления в экономических районах, поэтому межрегиональные связи оказывают глубокое воздействие на экономические процессы, идущие в российских регионах.
В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая ослабление межрегиональных связей из-за спада производства как следствие того, что объемы этих связей из-за отраслевой специализации регионов сопоставимы с масштабами производства в них. Вторая тенденция сокращение числа и наполняемости хозяйственных связей вследствие увеличения поставок на экспорт российской продукции ресурсного назначения имеет в качестве базового условия исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства.
Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта производственных ресурсов на процесс сокращения связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная «бартеризация» экономики.
Таблица 9.1
Доля укрупненных районов в вывозе продукции
производства и ввозе ресурсов потребления, %7

Экономические районы
Вывоз
Ввоз
Северный
25,3
29,1
Северо-Западный
25,5
31,4
Центральный
25,2
29,8
Волго-Вятский
24,0
25,0
Центрально-черноземный
22,4
25,8
Поволжский
24,8
22,9
Северо- Кавказский
20,0
24,4
Уральский
24,7
22,9
Западно-Сибирский
24,0
22,4
Восточно-Сибирский
23,2
28,5
Дальневосточный
15,8
24,9


Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от их внешних связей используется специальная экономико-математическая модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую 18-отраслевую модель межотраслевого баланса региона России. С ее помощью устанавливается зависимость изменения объема внутреннего конечного продукта региона от уровня изменения его внешних связей.

При этом внешние связи включают в себя как связи с другими регионами России, так и международные экономические связи с ближним и дальним зарубежьем. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

(формула А);

(формула В);

(формула С).
В уравнениях модели приняты следующие обозначения:
Xi объем производства продукции отрасли i данного региона (i =
= 1, ..., 18);
Y величина внутреннего конечного продукта региона;
aiу коэффициенты матрицы прямых затрат межотраслевого баланса региона;
Si показатель доли отрасли i в отраслевой структуре внутреннего конечного продукта региона;
i сальдо вывоза-ввоза отрасли i данного региона;
С параметр, характеризующий меру ослабления внешних связей региона: если С = 0, то это значит, что внешние связи региона полностью сохранены, если С = 1 что внешние связи региона отсутствуют;
xi0 объем производства продукции отрасли i при С = 0, т.е. при полной сохранности внешних связей.
Результаты расчетов для всех регионов могут быть представлены в виде следующей линейной зависимости:

(формула D),
где Y величина внутреннего конечного продукта в условиях полного сохранения внешних связей региона (С = 0);
К коэффициент зависимости внутреннего конечного продукта региона от внешних связей, показывающий величину изменения конечного продукта (в %) при изменении его внешних связей на 1%.
В результате расчетов по модели (формулы AD) были получены значения коэффициента зависимости К для каждого экономического района России, представленные в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Экономическая зависимость регионов страны, %

Районы
Коэффициент зависимости
Уральский
0,49
Западно-Сибирский
0,62
Поволжский
0,65
Центральный
0,67
Северный
0,69
Дальневосточный
0,71
Восточно-Сибирский
0,74
Северо-Кавказский
0,75
Волго-Вятский
0,76
Северо-Западный
0,78
Центрально-черноземный
0,92


Анализ полученных результатов позволяет объединить все экономические районы России в три группы. В первую группу попадает наиболее независимый регион Уральский, объем конечного продукта которого наименее зависим от внешних связей. При их изменении на 1% внутренний конечный продукт изменяется менее чем на 0,5%. Вторую группу образуют Западно-Сибирский, Поволжский, Центральный, Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский и Северо-Западный экономические районы. У них при изменении внешних связей на 1% конечный продукт изменяется на 0,60,8%.

Третью группу представляет самый зависимый Центрально-черноземный район, у которого каждый процент уменьшения внешних связей снижает его внутренний конечный продукт более чем на 0,9%.
Какой может быть стратегия экономического поведения регионов России в условиях ослабления хозяйственных связей?



Содержание  Назад  Вперед