d9e5a92d

Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте


Различия в экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют данные табл. 9.3 и 9.4, обусловлены существенно различными темпами спада производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности. Таблица 9.4
Доля запада и востока России
в общероссийском валовом общественном продукте, %

Экономические районы России
1987

1990

1995

Запад России
45,7
46,3
42,4
Восток России
54,3
53,7
57,6


Отрасли первой группы нефтегазовая, черная и цветная металлургия сконцентрированы в основном на востоке России; отрасли второй группы машиностроение, легкая и пищевая промышленность на западе страны. Замедление темпов спада в ресурсопроизводящих отраслях было вызвано резким увеличением экспорта их продукции на мировой рынок, несмотря на продолжающийся спад производства в российской промышленности, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 9.5.
Из табл. 9.5 видно, что, несмотря на спад в промышленном производстве, начиная с 1993 г. экспорт России увеличивается возрастающими темпами. В основе этого рост экспортных поставок продукции востока России нефтегазовой промышленности, а также продукции черной и цветной металлургии (с 1994 г.).

Одновременно наблюдается резкое увеличение импорта, прежде всего продовольствия, в котором особенно остро нуждается восток России.
Таблица 9.5
Сопоставление темпов спада в промышленности с темпами спада и роста экспорта и импорта России



% к предшествующему году
1992
1993
1994
1995
Промышленность*
-18,5
-14,1
-22,8
-5
'Экспорт**
-16,7
+4,5
+ 13,1
+25
Импорт**
-16,8
-27,6
+5,6
+ 12

* по крупным и средним предприятиям;
** с дальним зарубежьем (в долларах США).

Таким образом, в 19931994 гг. в едином экономическом пространстве России появились новые тенденции, имеющие различную направленность в разных частях страны. В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось интенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить импорт продовольствия, а также продукции машиностроения и легкой промышленности.

Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионального фритредерства.
В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах российского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад производства в их ведущих отраслях машиностроении, легкой и пищевой промышленности усилился.
Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в российской экономике в последние годы подтвердило правомерность гипотезы о возможности возникновения в едином экономическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Так, в последнем десятилетии ожидалось замедление спада производства в промышленности до 810% (табл.

9.5), однако это не подтвердилось. За последние годы уменьшение объемов промышленного производства по сравнению с началом перестройки составило почти 23%, т.е. оказалось самым глубоким за все годы реформ и, главное, в 2,53 раза (!) больше, чем ожидалось. Это говорит о качественных изменениях в причинах спада производства в экономике России и прежде всего о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.
Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования.

9.3. Задачи федерального, регионального
и муниципального управления в современных условиях
Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием «невидимой руки» рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.


Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН8. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.
1. Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).
Таблица 9.6
Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Экономические районы-доноры
1987

1990

1993

1994

1995

Поволжский
5,6
4,9
3,1
3,5
5,3
Уральский
7,7
7,2
6,7
7,9
10,6
Западно-Сибирский
18,6
19,0
27,0
28,5
29,6
Восточно-Сибирский



1,1
5,1
Северный



1,3
5,0


Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение последнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.
В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в общем положительном сальдо районов-доноров. Данные свидетельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%.

В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном сальдо районов-доноров заметно росла.
Таблица 9.7
Региональная структура общего положительного
сальдо регионов-доноров, %

Регионы-доноры
1987
1990
1993
1994
1995
Общее положительное сальдо регионов-доноров
100

100

100

100

100

В том числе регионы: Поволжский
14,6

12,7

6,7

6,5

8,0

Уральский
26,9
24,9
18,2
18,2
20,9
Западно-Сибирский
58,5
62,4
75,1
73,5
64,3
Восточно-Сибирский



0,8
2,7
Северный



1,0
4,1


2.Обеспечение существования экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.
Из данных табл. 9.10 следует, что за анализируемые годы число районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 19901995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно снизился, и только у двух из них Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4 раза, у второгов 1,5 раза).
Таблица 9.8
Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы-реципиенты
1987
1990
1993
1994
1995
Северный
3,9
5,3
0,6


Северо-Западный
6,4
6,7
7,7
9,8
9,9
Центральный
4,4
4,2
6,1
9,4
10,2
Волго-Вятский
1,2
0,7
1,3
1,5
0,1
Центрально-черноземный
8,1
7,7
6,6
6,2
4,4
Северо-Кавказский
7,2
8,0
7,7
7,8
7,5
Восточно-Сибирский
3,7
4,2
1,2


Дальневосточный
10,4
11,9
8,2
7,9
5,7


Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 19871995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих данных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в 1995 г. превышала 70%.

В течение 19901995 гг. доля большинства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них Центрального и Северо-Западного существенно возросла (у первого в 2,3 раза, у второго в 1,3 раза).
Таблица 9.9
Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %

Районы-реципиенты
1987
1990
1993
1994
1995
Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов
100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Северный
5,3
6,7
0,8


Северо-Западный
11,5
6,7
13,5
14,8
15,0
Центральный
25,8
23,4
38,2
49,1
55,1
Волго-Вятский
2,0
1,1
2,3
2,2
0,1
Центрально-черноземный
11,7
10,5
10,3
7,8
6,2
Северо-Кавказский
17,5
18,8
18,0
14,7
15,0
Восточно-Сибирский
6,8
7,3
2,3


Дальневосточный
19,4
20,
14,6
11,4
8,6


3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые на востоке, вторые в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России.



Содержание раздела