d9e5a92d

Структура использования положительного сальдо всех регионов-доноров России


Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10). Таблица 9.10
Доля общего положительного сальдо всех регионов-доноров
в их производстве и доля общего отрицательного сальдо
всех регионов-реципиентов в их ресурсах потребления
(внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы России
1987
1990
1993
1994
1995
Все районы-доноры
10,8
10,7
14,5
16,6
20,1
Все районы-реципиенты
5,5
5,8
5,3
7,8
7,5


Из табл. 9.10 следует, что в рыночной экономике России одновременно действовали две нерыночные тенденции: с одной стороны, усиление уровня донорства востока России, с другой усиление уровня реципиентности ее запада. Взаимодействие этих тенденций обеспечивало масштабное неэквивалентное перераспределение ресурсов востока России в пользу ее западных регионов. Так, в 1995 г. более 20% валового общественного продукта востока России было направлено на создание общего положительного сальдо страны.

Однако это сальдо использовалось не только для поддержки запада России (табл. 9.11).
Из табл. 9.11 следует, что доля общего положительного сальдо востока России, идущая на поддержку российских регионов-реципиентов, т.е. используемая внутри страны для укрепления целостности ее экономики, в течение последних лет неуклонно уменьшалась и составила в 1995 г. лишь немногим более 40 %. В то же время доля чистого вывоза из России в основном в страны дальнего зарубежья за тот же период непрерывно возрастала и достигла почти 60%.
Таблица 9.11
Структура использования положительного сальдо
всех регионов-доноров России, %

Направления использования сальдо
1987
1990
1993
1994
1995
Всего
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
В том числе:
на поддержку регионов-реципиентов

71,6

77,9

54,0

54,8

41,5
на чистый вывоз из России
28,4
22,1
46,0
45,2
58,5


Выявление функций федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российского экономического пространства и количественный анализ результатов его деятельности позволяют сформулировать следующие основные направления совершенствования этих функций:
дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;
использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (табл. 9.7);
обеспечение большей равномерности в образовании общего положительного сальдо регионами-донорами востока России и в его распределении между регионами-реципиентами России. Это предполагает значительное снижение доли Центрального, Северо-Западного регионов и одновременное резкое увеличение доли в первую очередь Дальневосточного, Центрально-черноземного экономических районов (см. табл. 9.9).
Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности их федерального и регионального государственного регулирования в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте схему экономического пространства России и его региональные особенности. Дайте понятие макроэкономических пропорций.
2. Какова взаимозависимость регионов в экономике России?
3. Назовите основные проблемы «Запад-Восток» в современной российской экономике.
4. Дайте определение регионов-доноров и регионов-реципиентов.
5. Каковы задачи федерального и регионального управления по обеспечению целостности российского экономического пространства?

10. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

10.1. Корпоративная экономика как условие
развития муниципальных образований (городов, районов)
Цель социально-экономического развития муниципального образования улучшение качества жизни каждого человека сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения в целом и конкретных граждан в значительной степени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.
В Конституции РФ присутствуют термины «муниципальное образование», «местное самоуправление», «органы местного самоуправления».


Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления9.
Местное самоуправление как выражение власти народа самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Муниципальное образование это не просто место совместного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, право, политика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели рост качества жизни каждого человека.
В структуре муниципального образования (далее МО). ( 10.1) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязана с остальными структурными элементами МО.
Одним из перспективных вариантов управления развитием МО является организационный принцип корпоратизма.
Организация социально-экономического развития сообщества как корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную схему управления: «население акционеры совет менеджмент», которая является зеркальным отражением системы: «население избиратели представительная власть администрация», реализуемой в сфере политического управления.
Главная цель такой системы управления состоит в необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы контроля (отчетности и подотчетности) за социально-экономическим развитием муниципального образования.


10.1. Структура муниципального образования

Основная обязанность представительной власти и совета директоров в представленной модели обеспечить ответственность и отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты деятельности.


* Т - товары, П - продукты, Д - деньги
10.2. Структура экономической сферы муниципального образования

Определив, что субъект менеджмента обязан нести ответственность за результаты социально-экономического развития муниципального образования и рост уровня качества жизни каждого члена сообщества, подходим к следующему вопросу: конкретные цели развития могут быть достигнуты МО в результате своей деятельности?
Решения, касающиеся целей развития МО (качества жизни человека) принимаются избирателями и акционерами, формы и способы их достижения определяются представительной властью и советом директоров. Что касается администрации и менеджеров, то они реализуют эти цели.
Как только население как избиратели и как акционеры определило цели развития МО, администрация и совет директоров обязаны организовать работу по их достижению, одновременно обеспечивая подотчетность. Обеспечение подотчетности менеджеров директорам, а администрации представительной структуре власти одно из условий корпоративного управления.
Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение сбалансированности в реализации принципов подотчетности и невмешательства. Иными словами, чтобы контролировать менеджмент, представительная власть МО и совет директоров должны быть объектами контроля.



10.3. Принципиальная схема корпоративного управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Поиски эффективной структуры корпоративного управления неизбежно приводят к переосмыслению роли и места регионального управления, поскольку представительная власть МО и совет директоров являются компонентами гораздо более общей системы управленческих институтов.
Политическое и корпоративное управление, выступая ведущими звеньями в едином процесса управления развития МО, могут быть организованы различными способами в зависимости от специфических для каждого региона экономических и культурных факторов. С течением времени процесс институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил их экономического взаимодействия и оформлению стандартов деловой активности.
Система управления МО призвана обеспечить компромисс между противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров представляют и гарантируют исполнение воли многообразных слоев электората.



Содержание раздела