Мобильность |
Локализация |
|
концентрированные |
дисперсные |
|
Немобильные |
Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия |
Неспециализированная инфраструктура, местные коммунальные земельные участки |
Маломобильные |
Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау |
Неквалифицированные трудовые ресурсы |
Высокомобильные |
Специализированная информация |
Неспециализированная информация, банковский капитал по нормальным условиям |
Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации
факторов размещения
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.
Таблица 11.3
Ранжирование факторов размещения по отраслям
специализации ВВЭР (в порядке убывания значимости)
Факторы размещения |
Машиностроение |
Автомобилестроение |
Электротехника |
Химическая промышленность |
Пищевая промышленность |
Издержки на заработную плату |
1 |
3 |
5 |
||
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
5 |
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
3 |
4 |
2 |
||
Стабильность политического положения |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Надежность энергоснабжения |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Низкие налоги с предприятий |
5 |
||||
Наличие сырья |
2 |
||||
Близость рынков |
4 |
||||
Возможность посменной работы |
3 |
||||
Близость к сети магистральных автодорог |
5 |
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона — маркетинг регионов (табл.
11.3).
Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем
Контрольные вопросы
1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов?
2. Что понимается под жесткими факторами?
3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?
4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?
12. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ
12.1. Общая характеристика методов управления
Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.
Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.
12.2. Классификация методов управления
Классификация включает следующие методы управления:
• административные (организационно-распорядительные);
• экономические;
• социально-психологические;
• воспитательные и др.
Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.
Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.
Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.
В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.
Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
• базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
• оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
• непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
• побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).
Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.
При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.
Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления.