Переход к конфедеративному принципу формирования Союза


Горбачев пришел к руководству страной, ее экономическое положение лишь на первый, поверхностный взгляд казалось застойно устойчивым. На деле возможности не только развития, но и сохранения сложившегося уровня производства и потребления полностью зависели от факторов , находящихся вне контроля - мировой конъюнктуры на нефтегазовых рынках , открытия новых месторождений с крайне высокими параметрами нефтеотдачи , возможности беспрепятственного привлечения долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентным ставкам . Начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке , снижение абсолютного уровня экспортных поступлений ( 1983 г. - 91.4 млрд. долл. , 1985 г. - 86.7 млрд. долл. ) свидетельствовали о том , что чуда не произойдет , “ мыльный пузырь ” , надутый в 70-80х , обречен лопнуть . Пройдя в ХХ в. драматичный путь экономического развития , поэксперементировав с социалистической моделью , пережив ее крах , Россия на пороге ХХI в. оказалась примерно на той же дистанции от США , на которой была в начале столетия : в 1913 г. для европейской России ВВП на душу населения составлял 21.8 % от уровня США , в 1994 г. - 17.8 % (по данным Госкомстата).

Глава 3

Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее. В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны.
Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания.

Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику.
В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название '500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу.

В чем похожи и в чем отличались программы?
“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике” были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.
Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию гос. собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике.

После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой.

Так как программа Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин ( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.



Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного “президентского” варианта были следующие отличия.
1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладания республиканских законов над союзными.
2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса.
3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской” программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.
4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”' предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.
Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давали никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много.

Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции.

Этот сектор экономики ( если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл ) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам.
Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.
26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд.
24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По принятому документу владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д.

Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".
Вторым не менее принципиальным пунктом было то что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя( разумеется в пределах его финансовых возможностей ). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.
В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона.
"Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные государства.
-Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности.
-Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной деятельности это превышает их полномочия.



Содержание  Назад  Вперед