Глава 10.Муниципальная инвестиционная политика
10.1 Сущность, содержание и цели местной инвестиционной политики
В современных условиях хозяйствования экономическое состояние муниципальных образований нашей страны во многом определяется умением и возможностями местных органов власти находить и применять на практике новые, нетрадиционные технологии развития экономических основ местного самоуправления. В ситуации, когда ни федеральный центр, ни субъекты Федерации не в состоянии полностью обеспечить местные органы власти необходимыми им материально-финансовыми средствами, именно подобные технологии являются гарантом обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципальных
образований. Большинство таких технологий ориентировано на эксплуатацию внутренних ресурсов территорий, и в первую очередь различных элементов муниципальной собственности: земли, недвижимости, муниципальных предприятий и т.п.
Вместе с тем в современной практике муниципального строительства достаточно часто встречаются и такие ситуации, когда внутренних ресурсов муниципальных территорий становится явно недостаточно для дальнейшего развития местной экономики. И тогда у муниципалитетов возникает острая потребность во внешних по отношению к муниципальному образованию отечественных и зарубежных инвестициях, что обусловливает необходимость проведения грамотной муниципальной политики в этом новом для органов местного самоуправления направлении деятельности.
Законодательно установлено, что инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные
ценности, вкладываемые в производственную, предпринимательскую и другую деятельность с целью организации производства продукции, получения прибыли (дохода) или достижения других конечных результатов (повышения качества жизни населения, охраны природы и т.д.)1. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами своих вложений.
Чтобы добиться значимых результатов в привлечении инвестиций, необходима разработка и реализация местной инвестиционной политики. Причем такая политика должна быть взаимообусловлена и взаимосогласована с другими муниципальными экономическими политиками.
В связи с этим сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное сообщество.
Содержание местной инвестиционной политики в обобщенном виде может быть представлено следующими основными положениями:
Важнейшим условием практического воплощения муниципальной политики в сфере инвестиций является создание действенного механизма её реализации. К сожалению, данная задача в нашей стране решается пока с огромным трудом. Объективных причин, объясняющих подобную экономическую пассивность муниципалитетов, можно назвать несколько.
Во-первых, Россия является страной с высоким инвестиционным риском, что обусловлено такими факторами, как нестабильная политическая ситуация, частые смены правительства, плохо организованное и недостаточно развитое законодательство (прежде всего налоговое), высокая степень криминогенности и коррумпированности общества.
Во-вторых, муниципальные территории далеко не всегда обладают высокой инвестиционной привлекательностью, т.е. обеспечивают возможность получения высоких прибылей при невысоких рисках потери инвестиции.
В-третьих, инвестиционный голод, вызванный указанными выше факторами, определяет острую конкуренцию регионов и городов между собой за доступ к инвестициям, особенно тем, которые находятся под патронажем центрального правительства.
И, наконец, характерные для российской экономической ситуации в целом - высокие процентные ставки, отсутствие долгосрочных финансовых планов и надежных гарантий по возврату средств в перспективе.
При формировании местной инвестиционной политики необходимо ориентироваться на следующую систему принципов:
Целенаправленный характер политики предполагает выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования. Принципиальным здесь является рассмотрение инвестиционного процесса как средства укрепления экономической и финансовой базы местного самоуправления, доведения её до уровня, позволяющего реализовать намеченные рубежи социально-экономического развития муниципального образования. Другими словами, главные цели инвестиционной политики совпадают с конечной целью местной социально-экономической политики, а задачи её логически вытекают из существа проблем, возникающих в ходе её реализации.
Принцип целенаправленности реализуется непосредственно уже в ходе формирования местной инвестиционной политики, т.к. её ядро составляют цели инвестирования.
Принцип вариантности означает разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования. Практическая реализация этого принципа создаёт предпосылки для выбора наиболее перспективного с позиций местного сообщества варианта муниципальной инвестиционной политики.
Местная инвестиционная политика должна носить избирательный характер, т.е. осуществляться преимущественно в решении особо приоритетных социально-экономических проблем развития муниципального образования.
Инвестиционная политика должна разрабатываться в условиях гласности, если это не нанесёт ущерб государственной безопасности или не нарушит интересов участников инвестиционного процесса. Это позволит занять активную позицию всем потенциально возможным инвесторам, создать предпосылки для реализации социально и экономически эффективных инвестиционных проектов.
Местная стратегия инвестиций должна соответствовать ряду условий и требований, главные из которых следующие: