10.2 Этапы формирования и реализации местной инвестиционной политики
Укрупнено процесс разработки местной инвестиционной политики может быть представлен в виде схемы (14)
14. Принципиальная схема разработки и реализации местной инвестиционной политики.
Как следует из принципиальной схемы, одно из центральных мест в формировании местной инвестиционной политики занимает разработка системы целей укрепления инвестиционной основы развития муниципального образования.
Может быть рекомендована следующая принципиальная схема формирования целей местной инвестиционной политики ( 15.).
15. Принципиальная схема формирования системы целей местной инвестиционной политики.
Поскольку привлекаемые инвестиции рассматриваются как одно из средств решения проблемы социально-экономического развития местного сообщества, то необходимо определить потребности в инвестиционных ресурсах на различные временные горизонты (блок 1, 16). Такие данные могут быть получены из анализа материалов прогнозно-аналитического характера, в частности, концепций, раскрывающих основные направления социально-экономичес-кого развития
муниципального образования.
В блоке 2 осуществляется прогноз величины ожидаемого притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования.
Такой прогноз носит пассивный характер и может осуществляться методом экстраполяции данных, полученных в результате предварительно проведённого анализа величины и эффективности городского инвестиционного потенциала.
В блоке 3 проводится сравнение результатов расчётов, осуществляемых в рамках блоков 1 и 2. Наиболее вероятным результатом сравнения будет повышение величины потребных инвестиционных ресурсов над оценкой полученной в результате пассивного прогноза. Поэтому в блоке 4 определится величина потребностей местного самоуправления в инвестиционных ресурсах, не обеспеченных соответствующими кредитами, займами и т.п. Это можно рассматривать как главную цель укрепления инвестиционной базы местного самоуправления.
В блоке 5 главная цель муниципальной инвестиционной политики структурируется в разряде отдельных проблем социально-экономического развития муниципального
образования, решение которых не обеспечено инвестиционными ресурсами. В результате может быть получена система количественно определённых целей наращивания инвестиционной базы местного самоуправления, увязанная с конкретными проблемами социально-экономического развития муниципального образования.
При разработке политики привлечения инвестиционных ресурсов особую роль играет использование нетрадиционных
источников финансирования - развитие инвестиционного заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Интересен и полезен в той связи опыт разработки инвестиционных программ заимствования в некоторых городах России.
Заимствование среднесрочные (2-4 года) и долгосрочные (4 - 17 лет) позволяют: привлечь дополнительные финансовые ресурсы в регион; обеспечить независимость от текущего поступления доходов и инвестирования расходов бюджета; обеспечит своевременный ввод объектов и сокращение сроков строительства; снизить расходы на обслуживание города; повысить эффективность инвестиций, ориентированных на сроки окупаемости вложений, или возможность бюджета по возврату заимствований. Однако практически программы заимствований реализуемы только при определенных условиях, главное из которых - возможно низкий уровень инфляции.
Другое важное условие - низкий уровень дефицита бюджета, при котором гарантируется возврат необходимых заимствований. Однако социально-экономическое положение большинства муниципальных образований таково, что трудно рассчитывать на снижение дефицита их бюджетов. Скорее, наоборот, в ближайшем будущем произойдет его увеличение.
При разработке программ заимствования следует также иметь в виду обеспечение стабилизации налоговой системы и распределения средств по бюджетам.
Кроме того, следует обратить особое внимание на необходимость развития инвестиционного лизинга, стимулирования высокоэффективных инвестиций; предоставление приоритета проектам с высокой окупаемостью и привлекающими значительные объемы частных инвестиций; рациональное использование инвестиций; предотвращение их распыления, создание в капитальном строительстве нормальной конкурентной среды. Известно, что проведение подрядных торгов позволяет снизить стоимость строительства на 25-30, значительно сократить сроки выполнения, снизить ресурсоёмкость и энергоёмкость строительства.
Важные условия проведения эффективной местной инвестиционной политики состоят в:
Инвестиционный климат - это совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых хозяйственным городским регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства (инвестициях, реконструкциях, расширении производства, обучении рабочих, создании новых компаний и т.д.).
Условие производства и жизнедеятельности существенно варьируется в разных муниципальных образованиях. Каждое из них имеет свой набор факторов, благопрятствующих или препятствующих определенным отраслям производства.
В рамках этого набора может быть выделен ряд мягких климатических факторов, сгруппированных на 16.
16. Составляющие местного инвестиционного климата.
Особую роль в создании и поддержке благоприятного инвестиционного климата играет механизм взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами.
Целью взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами является создание дополнительных, благоприятных условий для устойчивой работы действующих и создания новых предприятий, ускорения инвестиционных процессов в городе. Для этого можно рекомендовать ряд мер и направлений работы:
Опыт показывает, что наиболее существенным системообразующим элементом, способствующим повышению инвестиционной активности на территории муниципалитетов, является благоприятный налоговый режим, т.е. освобождение инвесторов от уплаты части налогов в региональный и местный бюджеты. Таким путем идут сегодня многие зарубежные страны. Успешно налоговый механизм мотиваций к долгосрочному вложению средств используется и в некоторых городах России.
Помимо налоговых льгот существенным фактором инвестиционной привлекательности территории являются различного рода гарантии местных властей, обеспечивающие снижение риска потери вкладываемых инвесторами средств (нормативные акты, страхование инвестиций, гарантийные и залоговые фонды и т.п.), В условиях общей политической и экономической нестабильности данный фактор оказывает на потенциальных инвесторов особенно серьезное мотивационное воздействие.
В связи с этим в наши дни одной из важнейших составляющих снижения инвестиционного риска в муниципальных образованиях могло бы стать введение правила о не ухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных в договоре с ним. При этом если в течение определенного в договоре периода появляются, к примеру, федеральные нормативные акты, ухудшающие налоговый климат в регионе (муниципальном образовании), то администрация в соответствии с данным правилом будет обязана взять на себя компенсацию возможных потерь инвестора из своего бюджета. В условиях современной России, когда инвесторы проявляют заинтересованность в финансировании инвестиционных проектов только в случае предоставления им надежных
гарантий со стороны органов государственной и (или) муниципальной власти, данная мера может оказать большое влияние на повышение результативности инвестиционного процесса в любом муниципальном образовании нашей страны.
Не менее серьезным стимулирующим фактором, побуждающим инвесторов вкладывать свои средства в развитие муниципальной экономики, может стать и механизм страхования инвестиционных рисков. В России из-за отсутствия надежной инфраструктуры страховых услуг и устоявшейся практики страхования предпринимательской деятельности как таковой муниципальное страхование капиталовложений пока не получило широкого распространения. Тем не менее, у данной деятельности в нашей стране все же есть определенный перспективы.
Параллельно с мерами по формированию инвестиционно привлекательного образа территории муниципалитетам предстоит проделать серьезную работу по оценке и отбору наиболее эффективных предпринимательских проектов.