d9e5a92d

Состав Комиссии по рискам


анализа и подготовки отчетов по каждому случаю непредвиденных потерь из-за чего бы они ни произошли и выработка мер для того, чтобы выявленные в результате риски были взяты под контроль при выработке действий банка в сходных ситуациях;
сбора и обработки информации для оценки рисков, включая специальную информацию, относящуюся к безопасности банка;
Состав Комиссии по рискам.
В состав Комиссии целесообразно включить руководителей старшего звена - основы Комитета, а также подразделений внутреннего аудита, налогового планирования и бухгалтерии. Комиссия должна возглавляться Председателем Комитета или назначенным им представителем.
Информация, регулярно предоставляемая в Комиссию по рискам должна включать следующие отчеты:
отчет о состоянии активов и пассивов
Состояние активов и пассивов должно быть определено на основе информации, обобщенной воедино в общем масштабе. Комиссия должна иметь возможность в случае запроса получить информацию по каждому подразделению и проекту.
отчет о быстроликвидных активах
Отчет включает сведения о быстроликвидных активах, т.е. о тех активах, которые могут быть в течение одного дня или в течение другого возможно более короткого периода времени превращены ранее истекающего по ним срока платежа в средства, переводимые в любую часть сети, испытывающую в настоящий момент неожиданную нехватку средств.
отчет о запасах и обязательствах по валюте
Требуется получать информацию по срокам погашения бухгалтерского баланса по каждой валюте. В этом отчете должны быть также выделены те случаи, когда лимиты и обязательства по операциям с валютой, установленные Комиссией были нарушены.
отчет о фактической и прогнозируемой разнице между активами и пассивами из-за возможного роста или падения банковских ставок
Этот отчет должен учитывать те части баланса, которые связаны либо с гибкостью цен (например, кредиты, при предоставлении которых можно увеличить по
своему усмотрению взимаемые процентные ставки), либо, наоборот, с негибкостью цен (например, займы, в случае с которыми цена является фиксированной до наступления срока платежа). В этом отчете также должны быть рассмотрены ситуации, когда установки Комиссии, связанные с рисками нарушены, включая поледствия таких нарушений.
отчет об инвестициях
В нем дается общий объем инвестиций, произведенный в проекты. В отчете указывается текущая рыночная стоимость капиталовложений с выделением тех капиталовложений, стоимость которых ниже рыночных котировок.

Комиссия должна также иметь информацию о личных инвестициях персонала Комитета.
отчет о кредитах и инвестициях, кредитном и инвестиционном портфелях в разрезе клиентов, отраслей и программ
Форма отчета должна быть гибкой, но обязательно включать разбивку кредитов и инвестиций по уровню рисков, в частности, выделять объем проблемных кредитов.
отчет о процентной разнице, получаемой по видам активов и по секторам финансового рынка
Эта разница должна быть показана на годовом временном интервале с учетом создания резервов на покрытие безнадежных долгов. Отчет должен содержать анализ работы с займами путем сравнения их стоимости с оптовой стоимостью средств на межбанковском рынке, а также анализ ссуд и других активов по их стоимости в сравнении с оптовой стоимостью средств.
бизнес-планы основных проектов и операций с оценкой ключевых рисков
Соответствующая информация должна предоставляться Комиссии для контроля за рисками и для того, чтобы предпринимать необходимые действия в случае, если угроза рисков станет весьма вероятной.
отчет о случаях потерь, а также угрозах потерь
Важно, чтобы руководители подразделений предпочитали сообщать плохие новости, а не скрывать их. По каждому случаю значительных потерь должен составляться отчет, для обобщения и выводов.

В этом отчете должен, в частности, рассматриваться вопрос о том, можно ли было бы избежать этих потерь, если бы были применены предупредительные меры или (как, например, в случае с некоторыми безнадежным долгами по кредитам) это является неизбежным в деятельности.
годовой отчет о деятельности с точки зрения рисков и потерь, а также прогноз рисков на очередной плановый год


Отчет должен содержать анализ очередного годового плана с точки зрения рисков с рекомендациями службам и подразделениям по ограничению рисков.
другие отчеты по усмотрению Комиссии по рискам
Указанные отчеты подготавливаются специализированным подразделением по управлению с учетом рисков при участии других служб и подразделений Комитета Подразделение по анализу и контролю рисков
Для обеспечения работы Комиссии по рискам создается специализированное подразделение, называемое Управлением или отделом по анализу и контролю рисков (или подразделением по управлению с учетом рисков), которое призвано обеспечивать КомисYия по рискам, руководство, службы и подразделения Комитета информацией и аналитическим материалом, необходимым для формирования и проведения в жизнь политики в области рисков. Этому подразделению должен быть обеспечен доступ к бухгалтерской информации, другой оперативной и плановой информации, а также дана возможность получать по мере необходимости специальную информацию по отдельным вопросам. В положении о данном Управлении (отделе) и связанных с ним других подразделениях банка должны быть внесены указания о порядке и правилах
доступа и использования информации для анализа, а также полномочия в области проведения мероприятий по ограничению рисков и расследованию их последствий.
В число основных задач подразделения по анализу и контролю рисков входит:

  • сбор и анализ информации, подготовка отчетов;
  • ведение баз данных за прошедшие периоды с тем, чтобы планируемые операции и проекты, возможные рисковые ситуации, связанные с ними, можно было бы интерпретировать в контексте уже накопленного опыта, сходных ситуаций, выявленных тенденций и цикличности событий;
  • обеспечение информацией Комиссии по рискам, выполнение других функций рабочего подразделения Комиссии, включая проведение в жизнь его решений и контроль за их исполнением.

Численность подразделения по анализу рисков должна быть небольшой, но его сотрудники должны быть наделены значительными полномочиями, дающими возможность доступа к информации и влияния на подготовку и проведение операций и проектов. Часть сотрудников могут работать в матричном режиме, оставаясь сотрудниками других подразделений.
Руководство подразделением возлагается на сотрудника, по своему положению, включаемому в число высшего руководства банка, желательно, члена Правления Комитета. Наименование должности руководителя подразделения по анализу и контролю рисков будет зависеть от статуса подразделения и может, например, именоваться так: начальник управления - член Правления или Менеджер по управлению рисками.
Возможен вариант, что статус руководителя подразделения будет ниже, например, заведующий отделом, но в этом случае он будет наделен Председателем Комитета и руководителем Комиссии по рискам особыми дополнительными
полномочиями для доступа к информации, влияния на принимаемые решения и расследования последствий наступления ситуаций с рисками.
Руководитель подразделения по анализу и контролю рисков несет ответственность перед Комиссией по рискам. У данного руководителя должна быть линия информации "день в день" с руководителями планово-экономического управления и бухгалтерии.

Эти подразделения должны отвечать за удвлетворение большей части информационных запросов Комиссии по рискам, но при этом руководитель подразделения по анализу и контролю рисков имеет право запрашивать информацию у всех отделов и управлений на основе полномочий от Комиссии по рискам.
Подразделение по анализу и контролю рисков ответственно за:
обеспечение информацией Комиссии по рискам для принятия им соответствующих решений и объективной оценки ситуации с точки зрения рисков;
специализированные проекты по сбору, обработке и ведению информации о рисках в соответствии с установками Комиссии по рискам;
подготовку анализов состояния дел с точки зрения рисков, выработки рекомендаций по страхованию, кредитной, инвестиционной, процентной политике.
По мере накопления опыта работы подразделение должно хорошо ориентироваться в области политики и теории управления с учетом рисков с тем, чтобы давать рекомендации по введению новых методов управления с учетом рисков, способных улучшить всю работу в отношении рисков.
Ключевые функции Руководителя подразделения по анализу и контролю рисков состоят в следующем:

  • создание подразделения по анализу и контролю рисков, включая набор персонала с широкими профессиональными знаниями и умениями в банковском и
  • бухгалтерском деле, экономике, математико-статистическом анализе, ведении баз данных и других необходимых отраслях знаний;
  • участие в долгосрочном и годовом планировании деятельности с учетом рисков; руководство проектами по сбору и обработке бухгалтерской и иной информации для подготовки отчетов для Комиссии по рискам, в том числе отчета об активах и пассивах с точки зрения их подверженности рискам;
  • управление проектом по улучшению портфеля ликвидных активов;
  • управление проектом сопоставления процентных ставок внутри бухгалтерского баланса и соответствующих операций для регулярного контроля со стороны Комиссии по рискам;
  • участие в проекте по сбору и обработке информации по кредитам и инвестициям, сбору информации при подготовке кредитных соглашений, сведений об опасных концентрациях кредитов и инвестиций в секторах и у отдельных клиентов, о безнадежных долгах, анализе этих данных с точки зрения действовавших и возникающих тенденций, факторов риска;
  • ведение компьютерных баз данных по проблемам рисков;
  • выполнение экспертиз и анализов планируемых проектов и операций;
  • руководство расследованием последствий проявления риска.

На основе практического опыта обработки эмпирических данных в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционно-заёмной системы городских облигационных аймов Москвы в Москомзайме разработана, апробирована и применяется в настоящее время Методика оценки рисков инвестиционных проектов, позволяющая проанализировать и скорректировать параметры (финансовые, временные, натурально-объёмные) инвестиционных проектов до начала их реализации.



Содержание раздела