С другой стороны, для оценки размера обеспечения, предлагаемого инициатором проекта, необходимо его предполагаемую рыночную стоимость умножить на коэффициент ликвидности, определяемый следующим образом.
Обеспечение абсолютно ликвидно - 1 ;
Обеспечение высоколиквидно - 0.8 ;
Обеспечение ликвидно - 0.6 ;
Обеспечение низко ликвидно - 0.4 ;
Обеспечение практически неликвидно - 0.2 .
Вывод о достаточности обеспечения по проекту делается на основании сравнения двух описанных выше характеристик.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Основной целью городских облигационных займов Москвы является привлечение временно свободных средств из всех видов отечественных и иностранных источников в городские инвестиционные программы, их эффективное использование, обеспечивающее развитие столичной инфраструктуры, увеличение занятости и расширение налогооблагаемой базы бюджета. Ресурсы облигационных займов Москвы могут компенсировать нехватку бюджетных инвестиционных ресурсов только в сегментах инвестиционных потребностей, обеспечивающих возвратность и гарантированную доходность вложений.
При этом рассматриваются не только возможности прямого денежного потока от реализации проекта и использования продукта проекта (доходов проектоустроителя от продажи или аренды зданий, торговых площадей, жилья, реализации товаров, производимых на новых мощностях, и пр. хозяйственной деятельности), из которых осуществляется возврат заёмных средств, но и учитываются возникновение диверсифицированных потоков косвенного пополнения бюджета от налогообложения, возможности использования в качестве покрытия внебюджетных и специальных фондов (например, - дорожного фонда). Развитие городской инвестиционно-заёмной системы приведёт в ближайшей перспективе - с 2000 г., к преобладанию средств облигационных займов над суммарными возможностями других источников внебюджетного и привлечённого инвестирования.
2. Планирование инвестиционной программы Москвы осуществляется на более высоком уровне, чем любым кредитным учреждением или инвестором (так как последние рассматривают каждый проект в отдельности). Инвестиционная программа рассматривается не как совокупность азрозненных проектов с оценкой доходности, диверсификации, дисперсности каждого, а как взаимосвязанная система, в которой объекты воздействуют друг на друга и на городскую среду.
3. Важнейшим инструментом в реализации новых целей городской инвестиционной деятельности стал Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка - новый тип института инвестиционно-финансовой деятельности, защищённый мощью исполнительной власти от экономического кризиса и спада инвестиционной активности, авторитет и статус которого позволяют отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы. В России до сих пор не было прецедентов проведения такого рода инвестиционной политики, так как города почти не участвовали в заёмном процессе. Если же средства привлекались, то никто специально не занимался управлением процессом инвестирования.(…)
4. Эффективность использования средств из фондов облигационных займов достигается исключительно путём реализации следующих задач:
5. Основой обеспечения высокой экономической и социальной эффективности реализации инвестиционных проектов является наукоёмкая и аккумулирующая новейшие разработки критериальная (нормативно-оценочная) база, обеспечивающая максимально объективный подход и к рассмотрению представляемых материалов, и к процедурам выбора индивидуальных и институциональных экспертов, и к работе организаций-участников реализации проектов. Блоки критериальных требований, подготовленные и представленные в настоящем исследовании, апробированы и широко применяются в заёмно-инвестиционной деятельности Москомзайма.
6. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам:
Основные (макро) критерии инвестиционной политики - критерии проектной совокупности, определяет Инвестиционно-экономический Совет г. Москвы - высший инвестиционный орган города, утверждающий основные показатели по займам, принимающий финансовые решения, осуществляющий инвестиционное планирование в рамках Москвы.
Факторы, влияющие на изменения макрокритериев связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом, не подвержены резким краткосрочным изменениям. С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфелю Москомзайма в принципе.
Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени.
7. Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств облигационных займов являются:
степень подготовленности Заявки к реализации и глубина прединвестиционной проработки проекта.
8.Организация оценки и экспертизы проектов может осуществляться с использованием следующих основных схем:
9. Обязательным условием заключения сделки финансирования каждого инвестиционного проекта за счёт средств из фондов городских облигационных займов являются формы и условия сопровождения инвестиционных проектов и контроля за целевым использованием заёмщиками выделяемых ресурсов. В связи с этим, в деятельности Москомзайма применяется мониторинг исполнения проектов, методика которого разработана автором настоящей диссертации. Мониторинг проекта охватывает все средства для того, чтобы обеспечить возврат инвестированных сумм и минимизировать возможность неуспешного завершения проекта.
Инициатор проекта обязан ежемесячно представлять отчет о ходе реализации инвестиционного проекта, отражая в нем возможность возникновения проблем и нарушения баланса рисков инвестиционного проекта.
Во всех случаях условия сопровождения должны согласовываться заинтересованными сторонами при решающем голосе Москомзайма.
10.Накопленный опыт функционирования инвестиционно-заёмной системы привёл к выработке следующих практических принципов финансирования инвестиционных проектов за счёт средств городских облигационных займов:
11.