- Развитие рыночной инфраструктуры;
- Обеспечение развития федеральных и национальных отношений;
- Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, средств массовой информации;
2.
В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.
Бюджетная классификация-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Включает:
1.Классификацию доходов бюджетов (по источникам):
1) налоговые доходы:
- налоги на прибыль доход, прирост капитала
* налог на прибыль (доход) организаций;
* налог на доходы физических лиц и др.;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:
* налог на добавленную стоимость;
* акцизы по подакцизным товарам и др.
- налоги на имущество и др.
2) неналоговые доходы:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:
*доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
* дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.
3) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др.
4) доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
2. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Например,
*государственное управление и местное самоуправление;
*судебная власть;
*международная деятельность;
*национальная оборона;
промышленность, энергетика, строительство;
*образование и др.;
3. Экономическая классификация расходов разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Например,
* оплата товаров и услуг;
* субсидии и текущие трансферты;
* капитальные вложения в основные фонды и др.
4. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (прямым получателям средств из местного бюджета). Например,
* Управление делами президента РФ;
* Государственная Дума РФ;
* Министерство обороны РФ и др.
5. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Включает источники внутреннего финансирования:
* кредит ЦБ РФ и изменение остатков средств бюджета;
* государственные ценные бумаги;
* бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и др.;
и источники внешнего финансирования:
* кредиты международных финансовых организаций;
* кредиты правительств иностранных государств;
* кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, др.
6. Классификация видов государственных долгов включает виды государственных внутренних долгов:
* облигации федеральных займов;
* государственный сберегательный заем и др;
виды государственного внешнего долга, в том числе,
* по кредитам международных финансовых организаций;
* по кредитам правительств иностранных государств и др.
Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя:
- совокупный объем доходов;
- совокупный объем расходов;
- дефицит бюджета, профицит бюджета.
3.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также государственным и муниципальным финансовым контролем. Его составной частью является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями. К ним относятся:
- Президент РФ;
- органы законодательной и представительной власти;
- органы исполнительной власти;
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители бюджетных средств;
-другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;
-бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Рассмотрим основные процедуры и правила бюджетного процесса.
1. Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.
2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6- для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:
- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
- основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;
Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации.