2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА НТП НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ


В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество

почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие

формы она должна принять. Естественно, что переход к полноцен-

ным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой при-

дется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой

научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное

производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то

сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня

общественно необходимых затрат на его производство. Это, естес-

твенно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестои-

мости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшес-

твующим производству, исследованиям и разработкам, так как

именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень

качества будущей продукции, так и минимальная для реально имею-

щихся на производстве условий, себестоимость. При этом значи-

тельная часть затрат на исследования и разработки неприменно

войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следова-

тельно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не

удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рацио-

нальной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

_R1 - 3 -

СОСТОЯНИЕ РЫНКА НТП НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ


Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас усло-

виях определяется многими факторами. Среди основных из них мож-

но выделить следующие:

- слабую интеграцию с мировым рынком;

- недостаточную заинтересованность производственных организа-

ций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся

технологий;

- отсутствие механизма передачи результатов академической нау-

ки в отраслевую;

- высокую зависимость научных коллективов и ученых от бюрокра-

тических структур;

- практическое отсутствие государственной и иных видов поддер-

жки предпринимателей в науке;

- низкие темпы обновления основных фондов;

- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разра-

боток;

- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспе-

чения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.*1

Это неполное перечисление факторов позволяет судить о

серьезных трудностях, имеющихся в сфере становления научного

рынка и весьма значительной его удаленности от представлений о

свободном рынке.

Но как же конкретно будет осуществляться переход к рыночным

отношениям в сфере науки в нашей стране? Чтобы ответить на этот

вопрос необходимо хотя бы приблизительно спрогнозировать про-

цессы, которые будут проходить в сфере инновационной дея-

тельности.
______________
*1 Рынок научной продукции, рынок научного труда.(Материалы
семинара, общество Знание. 1990 г., стр. 15


РЫНОК НТП.

ТЕНДНЕЦИИ РАЗВИТИЯ.


Переход к рынку порождает противоречивые тенденции в изоб-

ретательской и инновационной деятельности. Некоторые из них уже

очевидны, другие появятся в не столь уже отдаленном будущем,

когда от нынешнего состояния процесса удастся перейти к стаби-

лизации, а затем к оживлению. Очень важно предвидеть возможные

альтернативы грядущих изменений, чтобы своевременно к ним под-

готовиться, активно устранять или смягчать негативные тенденции

и ощутимо поддерживать прогрессивные. Рассмотрим как прогнози-

рует эти тенденции Ю.В.Яковец, доктор экономических наук из

Москвы, в своей статье "Рынок, изобретения и инновации" ( Воп-

росы изобретательства, 1991 г., N1):

1."Количество изобретений и инноваций в ближайшие годы рез-

ко сократится, затем стабилизируется и к середине 90-х годов

начнет расти, не достигая, однако, прежней величины. Причины

сокращения изобретений можно установить следующие. Переход к

рынку начинается с усиления дефицита и всевластия монополий,

разрыва сложившихся связей, падения производства, когда пред-

приятиям не до инноваций - удержаться бы на плаву. Лишь когда

фаза кризиса будет пройдена и после стабилизации начнется ожив-

ление, а затем и подьем - снова начнет расти спрос на изобрете-

ния, увеличатся масштабы инноваций. Однако и тогда не потребу-

ется такое количество изобретений и нововведений, поскольку

большинство из них - мелкие улучшения устаревших поколений тех-




ники."

2. "Изменится структура изобретений и нововведений по их

значимости. Сейчас особо тяжелая ситуация складывается для ба-

зисных инноваций, которые прежде субсидировались из средств

государственного бюджета и министерств: они требуют значи-

тельных вложений длительного срока и уверенности в сбыте новой

продукции. Всего этого в современных условиях нет. Закрываются

дороги и для неэффективных и малоэффективных инноваций, финан-

сируемых за счет собственных средств предприятий. Можно прогно-

зировать устойчивую тенденцию повышения доли изобретений и но-

вовведений (и затрат на их реализацию), связанных с созданием

новых товаров народного потребления (прежде всего бытовой ради-

оэлектроники, медицинской техники), экологически чистого продо-

вольствия, технически сложных услуг. Эту тенденцию следует учи-

тывать при определении социального заказа для изобретений.

Однако в дальнейшем потребность в изобретениях революцион-

ного типа в базисных инновациях возрастет, поскольку лишь на их

основе можно укрепиться на рынке в условиях усиливающейся кон-

куренции."

3."В стране будет активно формироваться рынок изобретений и

инноваций на базе интеллектуальной собственности. Кончилось

время, когда продукты научно-технической деятельности и их ис-

пользование были за рамками рыночных отношений. Любое изобрете-

ние объявлялось государственной собственностью и фактически

становилось ничьим,могло его применить, ограничивались чаще

всего чисто символическим поощрением новатора.

Но в настоящее время в сфере инноваций создается особый

рынок, где покупатель и продавец могут тщательно взвешивать

перспективность идеи, сравнивать затраты на приобретение патен-

та и его реализацию с возможным доходом и прибылью. Нововведе-

ния будут осуществляться, как правило, за собственный счет.

Правда на первых порах на рынке изобретений и нововведений,

деформированном, монополизированном, страдающей стороной оказы-

вается чаще всего изобретатель.

Однако меры по демонополизации экономики, усилению рыночной

конкуренции, утверждению категории дифференциального науч-

но-технического дохода (убытка), когда пользователь эффективно-

го новшества гарантированно получает сверхприбыль, а для отста-

ющего в технологическом прогрессе неотвратимы убытки и угроза

банкротства,- все это со временем приведет к улучшению положе-

ния изобретателя и предпринимателя - новатора, как субъекта

рыночных отношений. Однако при этом потребуется активная госу-

дарственная поддержка:


- в правовой защите изобретений, налоговых льготах при исполь-

зовании крупных разработок;

- в частичном централизованном финансировании базисных новов-

ведений;

- в оказании базисной помощи в определении цен на изобретения,

оформлении патентов."

4. "Активное включение в мировой патентный рынок, повышение

роли изобретений во внешнеэкономической деятельности и совмес-

тном предпринимательстве."

С развитием совместного предпринимательства, переходом к

общепринятым нормам патентного права, созданием патентных судов

положение изменится. Для повышения конкурентоспособности про-

дукции, обеспечения ее патентной чистоты предприниматели будут

стремиться операться на патентную защиту собственных и приобре-

тенных изделий, расширится международный обмен лицензиями.

Все большее число совместных предприятий будет ориентиро-

ваться на реализацию отечественных и зарубежных изобретений,

активно заниматься инновационной деятельностью для обеспечения

конкурентноспособности своей продукции на мировом рынке.




ПОНЯТИЕ "РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПРОДУКЦИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ



"Рынок - понятие многомерное и как составную часть вклю-

чает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами

последнего являются товары в виде научно-технической, проек-

тно-конструкторской и технико-технологической продукции и ин-

формационных услуг; субъектами - контрагенты рынка, дифференци-

рованные по объему своего производственного, научного, информа-

ционного и финансового потенциала, форме собственности. Данный

рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный ха-

рактер товарной формы достижений науки и техники." *2

Научно-техническая продукция, предлагаемая рынку, отличает-

ся от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь

потребительную стоимость, т.е. подлежать коммерциализации, а

может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период

времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фунда-

ментальных исследований (эксперементальных или теоретических),

направленных на получение новых знаний без какой либо конкрет-

ной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар

происходит тогда, когда определяется прикладное значение иссле-



Содержание  Назад  Вперед