Внешнеэкономические инновационные структуры



дований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР,

результаты которых не могут быть получены на коммерческой осно-

ве (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и

техники не обнаруживается, если научные организации включены в

структуру предприятий, т.к. результаты являются промежуточной

продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте


_______________
*2 Бурмистрова Т.,Федотов А."Новая научно-техническая политика,
контуры формирования и реализации", Экономист, 1992 г., N2,
стр. 58




по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку

большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках

транснациональных корпораций.

"Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию

падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать

крупные (свыше 200 руб.) договоры, в 1991 г. объем хоздоговор-

ных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г., капитальные

вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Пос-

леднее связано как с ростом заработной платы,так и увеличением

цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, про-

изводящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию."*3

В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен

монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью

конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в приклад-

ной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является

производным от монополизма в целом по народному хозяйству (нап-

ример в машиностроении он составляет 80%).

Внешнеэкономические инновационные структуры также централи-

зованы посредством монополии соответствующих государственных, а

сейчас и негосударственных организационных систем и не позво-

ляют потребителю избежать применения отечественного контраген-

та-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных

товаров антимонопольное регулирование должно включать создание

новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоот-

ношений).

Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию

может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых

бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредни-

ков, компенсиру-

_________________
*3 Ионов М."Регулирование инвестиционной и инновационной деятель-
ности.", "Экономист", 1992 г., стр. 37


ющих производителям материально-технические и финансовые расхо-

ды на создание технологических инноваций, отраженные в стоимос-

ти на них. Источниками компенсации у названных посредников мо-

гут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы

от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посред-

ники, инновационные банки. Аналогичные источники матери-

ально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммер-

ческих посредников (включая различные общественные фонды и сою-

зы, например, научно-промышленный).

Одна из конечных целей антимонопольной политики - усиление

проявления интересов потребителей. Роль последних в создани и

распространении нововведений не менее важна, чем непосредствен-

ных производителей. ("В исследовании, проведенном сотрудниками

Массачусского технологического института (США), покозано, что

нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся

в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на

потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отрас-

лях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных ис-

следованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызван-

нных новыми потребителями и новыми технологическими возможнос-

тями, составляет 3:1")*2

Специфика функционирования инновационной сферы находит от-

ражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это свя-

зано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование

из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в

тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована

высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником фи-

нансирования инновационной деятельности остается государствен-

ный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип фи-




нансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований

на науку, хотя развитие последней должно стать приоритетным

направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться

на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность риско-

вать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни

общества.

Из сказанного следует, что рынок финансовых ресурсов, в

котором будет участвовать инновационная сфера деятельности,

имеет свою специфику, обусловленную приоритетностью стоящих

задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет

носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с

рынком средств производства и предметов потребления.

Рынок финансовых средств пока находится в начальной стадии

формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том

числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности

перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической

неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кре-

диты и под высокий процент, что для науки неприемлемо. Так

"Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирова-

ние долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил

только 9,3 млн. руб." *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ

было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кре-

дитовать научные исследования.

_________________
*2 Бурмистрова Т., Федотов А.


ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ НТП

В УСЛОВИЯХ РЫНКА


На современном этапе развития народного хозяйства цивили-

зованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения

эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом

рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта

продукция, созданная на базе использования последних достижений

развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять пот-

ребности человека, снизить общественно необходимые затраты на

производство изделий, обеспечить развитие существующих и пер-

спективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и

техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конку-

рентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйствен-

но-производственной деятельности.

"В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управле-

ния научно-конструкторскими организациями относятся: - выявле-

ние потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологи-

ческого развития и научно-технических дос-

тижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание

новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное

изменение требований рынка к научно-технической продук-

ции в будущем." *1

Как известно, современный рынок существенно отличается от

рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные

и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития

научно-технического прогресса общественные связи между произво-

дством и потребителями делаются устойчивее, становится возмож-

ным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить

приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность

данных, характеризующих требования и предложения рынка науч-

но-технической продукции в существенной мере определяются сос-

тоянием анализа научно-технической информации, соответствующих

экономико-статистических материалов.

В управлении разработками научно-технической продукции в

условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономер-

ности инновационного процесса. "Как известно, по характеру ры-

ночных целей различаются такие инновационные процессы:

а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат

при производстве изделий и получении прибыли;

б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;

в) создание принципиально новой продукции." *1

При выборе направлений НИР и ОКР,предусматривающих созда-

ние новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно

учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в

соответствии с которой экономическая эффективность совершен-

ствования технических параметров изделий, в зависимости от ста-

дий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое

решение в своем развитии имеет предел.

Необходим учет особенностей научно-технического продукта.

Например, большой период цикла "НИР-ОКР-внедрение". Поэтому в

ходе планирования разработок на перспективу возникает задача

выявить будущего заказчика научно-технического продукта, форми-

рование возможных требований к продукту, определение опти-

мального времени на разработку и освоение научно-технического

товара.



ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *7


Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении

основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспе-



Содержание  Назад  Вперед