В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях.
Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарпла-
357
________Содержание и значение социальной политики________
ты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла около 200 дол.
В отдельных случаях срок предоставления помощи может быть продолжен до 49 недель.
Во втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день страхования.
В Великобритании принимается во внимание только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не менее 26.
Важное звено социальной зашиты населения — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитноденежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы.
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония.
Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г, или на 250 ч больше, чем, например, француз.
Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70—80-е гг.
Одним из элементов социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуще358
________Содержание и значение социальной политики________
ствляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д.
Конечный источник выплат по социальному страхованию — труд наемных работников и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых, создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей.
Последнее положение особенно наглядно демонстрирует опыт Швеции, где социальные фонды формируются за счет государства и предпринимателей. При этом предприниматели финансируют социальное страхование в случае болезни на 85 %, народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100, ежедневные льготы в случае безработицы — на 61 %. Остальные расходы на перечисленные цели берет на себя государство.
При установлении минимального уровня заработной платы документы МОТ рекомендуют учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество безработных и др.).
В России в 1992 г„ расходы на питание составляли в доходах большинства семей около 75%.
Общий уровень бедности в той или иной стране определяется показателем доли количества бедных людей в общей численности населения в возрасте старше 15 лет. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и получение основных услуг, второй включает еще и минимальные духовные и социальные запросы.
Наиболее точным для определения абсолютного уровня прожиточного минимума является метод потребительской корзины. Так, в Болгарин в такую корзину включают на семью из двух лиц 552 позиции, из трех — 639, а из четырех — 652. Потребительская корзина для каждого типа семьи состоит из 149 позиций продовольственных товаров (или 23—27 % от общего количества позиций), с таким расчетом, чтобы структура питания обеспечивала дневную калорийность для работающих — 2 822 кал., для пенсионеров — 2 026 и для детей — 2 123. В 1988 г. уровень прожиточною минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составлял 69 %.
В Белоруссии и странах Прибалтики для вычисления прожиточного минимума пользуются показателем социального прожиточного минимума, в России и Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые должны обеспечивать норму калорийности 3 050 ккал для трудоспособных мужчин и 2525 ккал для трудоспособных женщин. В России физиологический минимум был 360
________Содержание и значение социальной политики
установлен в 1992 г. в объеме 19 продуктов, а минимальный потребительский бюджет — в объеме более 200 видов товаров, в том числе, 80 продуктов питания.
Критерий бедности тесно связан с минимальным уровнем заработной платы. Регулирование заработной платы в целом является важным элементом программы социальной защиты населения. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе.
Социальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в государственном аппарате, военнослужащих, выборных лип. Как правило, в США и других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно большие гарантии, большие социальные выплаты и др.
Заработная плата наемных работников регулируется с помощью коллективных и тарифных договоров. Широкий круг вопросов регулируют коллективные договоры. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируется продолжительность рабочего дня и отпусков, определенные гарантии условий труда, доплаты за сверхурочные работы, предоставление дополнительного питания и др.
В тарифном договоре оговаривается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня заработной платы работникам различной квалификации.
Тарифный договор при участии представителей предприятий и трудящихся составляется при посредничестве государства и утверждается Министерством труда. Это является гарантией его выполнения. Во время действия тарифного договора забастовка рассматривается в качестве незаконного средства разрешения трудовых споров.
Чрезвычайно важное звено системы социальной защиты населения — индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Она практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры).