• информационная — равновесная цена характеризует состояние (возможности и ресурсы) рынка и позволяет определять наиболее эффективное поведение;
• распределительная — через цены осуществляется распределение оснсьных факторов производства в те отрасли, где устанавливаются более высокие цены, идет перелив капитала;
• стимулирующая развитие НТП — снижение затрат на основе научно-технических новшеств обеспечивает фирме получение дополнительной прибыли;
На рынке товар в объеме Qn будет продан по цене Ра. Тогда излишек всех покупателей составит (Р1—Рп)+(Рг—Рп)+...+(Рп_г—Рп).
Потребительский излишек
Графически величина потребительского излишка равна площади, ограниченной сверху ступенчатой линией, снизу - линией цены. Если продукт деим, то, рассматривая в качестве единицы товара его малые части, ступенчатая линия превращается в плавную кривую спроса. Потребительский излишек покупателей станет равным площади Р Р,Л, ограниченной сверху кривой спроса. Из курса математического анализа известно, что
106
Излишки потребителя и производителя
такая площадь измеряется интегралом. Пусть функция спроса Qd=f(P), цена изменяется в пределах от Рп до Рг, тогда чистый
Г излишек равен: = J • ' /** . Фактические расходы потреби-
/„
телей составят Р„2„. Общий потребительский излишек составит S=PnQ/+S". С изменением цены товара и объема покупок изменяются чистый и общий потребительский излишек.
Потребительский излишек измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, приобретая товары на рынке. Потребительский излишек оказывает влияние на поведение потребителя, на индивидуальный и совокупный спрос.
Для анализа излишка производителя предположим, что предприятие выпускает продукцию в объеме (2, и реализует ее по цене Р,. Издержки производства первого изделия меньше цены и разность (Р— МСг) образует излишек производителя. Аналогично от производства второго изделия фирма получает чистый излишек, равный (Р,-МС2).
ЗдесьМС1,МС2 — затраты на производство первого и второго изделия. Чистый избыток от производства и реализации , изделий со-
ставит: Sp = P}Q\ —
Общие издержки на производство
(2, изделий равны J-^'i. Графически их величина равна
1=1
площади, ограниченной сверху линией МС, снизу — отрезком 02,- Такая площадь измеряется интегралом от функ-
^i цииМС. Пусть MC = (p(Q), тогда ТС = \p(Q)dQ. Поэтому чи-
0
стый избыток производителя можно записать в виде:
Возникает вопрос: совпадает ли величина чистого излишка производителя с экономической прибылью? Известно, что кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, расположенной выше точки минимума средних переменных издержек. При цене, равной минимальному значению средних переменных издержек P4=minAVC, фирма зак-
107
Излишки потребителя и производителя
мс/
мс
Q, Г " Q4 Q2 Q
Излишек производителя Излишек производителя
и прибыль
рывается, так как ее убытки равны общим постоянным издержкам и, следовательно, ее излишек окажется нулевым.
При цене рзи выпуске ф3излишек составляет Р4Р3С1, и часть постоянных издержек будет возмещена, но фирма будет иметь убытки. При цене, равной минимальным средним общим издержкам P2=min АТС, экономическая прибыль фирмы равна нулю, а излишек производителя — площади P4P2BD. При цене P^min АТС экономическая прибыль равна площади Р2Р1АВ, а. излишек производителя P4PjAD.
Если задана функция предложения, то названные площади можно определить интегралом от этой функции в соответствующих интервалах изменения цены.
Очевидно, что при цене P4PminMC производить продукцию нецелесообразно. Но излишек производителя в таком диапазоне цен существует и равен сумме, которую производители готовы заплатить за саму возможность производить и продавать товар по цене в названном интервале.
Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, существующую в связи с производством и реализацией товара. Излишки учитываются в определении ставок налогов и размеров субсидий, в государственном регулировании цен, установлении пошлин и в других случаях.
2.4. Теория поведения потребителя
/ Общая и предельная полезность блага
Анализ поведения потребителя основывается на следующих допущениях:
1. Поведение потребителя является рациональным, т.е. он так распоряжается своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность.
2. Потребитель имеет сложившуюся систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке.
3. Все товары и услуги предлагаемые потребителям имеют цену, отражающую фактор редкости. Потребитель должен идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный с его точки зрения набор. Главным фактором поведения потребителя или потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы (упорядочены). Количественно измерить полезность, то есть придавать определенное значение в единицах полезности каждой альтернативе (кардиналистский подход) очень сложно. В результате исследований экономистов австрийской школы было выявлено, что потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция полезности непрерывна.
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности TU.
Хотя общая полезность с увеличением количества потребляемого блага постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.
Предельная полезность — это величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления,
109
Общая и предельная полезность блага
Изменение общей
полезности данного
набора благ
Предельная полезность
блага на дополнительную единицу при прочих равных условиях (MU — marginal utility).
Максимум общей полезности достигается в точке Qa', когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что данное количество блага полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается, Следовательно, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Математически предельная полезность представляет собой частную производную общей полезности товарного набора по объему потребления: